|
В нижнем
ряду картин повседневного цикла изображены донаторы Йодок Вейдт с супругой,
молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова,
покровителей церкви и капеллы. Выше расположена сцена Благовещения, причём
фигуры архангела Гавриила и Богоматери разделены изображением окна, в котором
вырисовывается городской пейзаж, по преданию точно соответствующий виду из
окна в гентском доме Вейдтов. В верхнем ряду картин представлены фигуры
ветхозаветных пророков и языческих пророчиц-сивилл, предсказавших пришествие
Христа. Когда
алтарные створки раскрываются, на глазах у зрителя происходит поистине
ошеломляющее превращение. Размеры полиптиха увеличиваются в шесть раз, а картина
повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая. Исчезают тесные и
сумрачные каморки, и мир словно распахивается: просторный ландшафт загорается
всеми красками палитры, яркими и свежими. Живопись
праздничного цикла алтаря посвящена редкой в христианском изобразительном
искусстве теме торжества преображённого мира, которое должно наступить после
совершения Страшного суда, когда зло будет побеждено окончательно и на земле
утвердятся правда и согласие. В верхнем
ряду картин, в центральной части алтаря, изображён Бог-Отец, сидящий на
престоле. Слева и справа от престола восседают Богоматерь и Иоанн Креститель;
далее по обеим сторонам располагаются поющие и музицирующие ангелы, и,
наконец, ряд замыкают нагие фигуры Адама и Евы. Начало земного пути
человечества смыкается здесь с его завершением. Нижний ряд
картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу. В середине луга
возвышается жертвенник, на нём стоит белый Агнец, из его пронзённой груди стекает
в чашу кровь — это символ искупительной жертвы Христа. Ближе к зрителю
находится колодец, из 497 которого
изливается живая вода. Возле колодца расположились две большие группы людей:
слева — ветхозаветные праведники и добродетельные язычники; справа — апостолы
в истрёпанных и выгоревших плащах, за ними Папы, епископы, монахи и миряне.
Вдали, за холмами, поросшими лесом, возвышают- СУДЬБА ГЕНТСКОГО АЛТАРЯ Вопрос об
авторах алтаря вызывает споры исследователей до сих пор. Старинная надпись на
его раме гласит, что работу над алтарём «начал художник Губерт ван Эйк, выше
которого нет», а закончил её Ян, «в искусстве второй». Однако эта надпись сделана
только в XVI в., и современные учёные не особенно склонны ей доверять. Те из них, кто
отрицает само существование Губерта ван Эйка, считают, что в своём
первоначальном виде эта надпись содержала имена резчика, сделавшего раму (по
иронии судьбы носившего имя Губерт), и Яна ван Эйка — единственного автора
живописи алтаря. Во всяком случае, большая часть работы была выполнена много
лет спустя после смерти Губерта в Почти
четыреста лет Гентский алтарь находился в капелле Святого Иоанна Богослова,
принадлежавшей семейству Вейдт. В обычные дни алтарь держали закрытым; лишь
изредка церковный сторож распахивал створки, чтобы показать его во всём великолепии
самым почётным (или особенно щедрым) гостям города. Только раз в году, в день
храмового праздника, алтарь открывали, и тогда перед ним собиралась огромная
толпа, в которой всегда оказывалось много художников. |