|
Пармиджанино. Автопортрет
в выпуклом зеркале. XVI в. Музей
истории искусства, Вена. 475 Понтормо. Мадонна
с Младенцем, Святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. Пармиджанино. Мадонна
с длинной шеей. XVI в. Галерея Уффици, Флоренция. творчестве
субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а
творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как
сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный
змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные
пронзительные краски. Первый этап
итальянского маньеризма охватывал 20—40-е гг. XVI в. и представлял собой сравнительно узкое
течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым
мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494—1556). В его известной
картине «Снятие с креста» композиция
неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. Первое
поколение маньеристов завершает Франческо Мандола, прозванный Пармиджанино
(1503— 1540), изощрённый мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить
зрителя: например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная
нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1538—1540 гг.). Второй этап
маньеризма (1540— 1590 гг.) превращается в Италии в
широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм
становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально
развивается в 476 герцогствах
Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме. В
произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов;
постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные
для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло
Бронзино (1503— 1572), особенно известный своими парадными портретами. В них
отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего
высшие круги итальянского общества. Знатные заказчики Бронзино как бы отделены
от зрителя невидимым расстоянием; застылость их поз, бесстрастие лиц,
богатство одежд, жесты прекрасных праздных рук — словно внешняя оболочка,
скрывающая внутреннюю ущербную жизнь. В портрете
Элеоноры Толедской с сыном (около Созданный
маньеризмом тип придворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI— XVII столетий в других странах, где он обычно
развивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе. Стиль
придворного портрета, разработанный маньеризмом, оказал влияние на портретное
мастерство XVI—XVII столетий во многих странах Европы. Искусство
маньеризма было переходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало
время нового всеевропейского художественного стиля — барокко. |