Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

 

 

 

 

 

ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ

КЛААС СЛЮТЕР

БРАТЬЯ ЛИМБУРГИ

РОБЕР КАМПЕН

ЯН ВАН ЭЙК

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН

ГУГО ВАН ДЕР ГУС

ИЕРОНИМ БОСХ

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

ЖАН ФУКЕ ЗАМКИ ЛУАРЫ ШКОЛА ФОНТЕНБЛО ФИЛИБЕР ДЕЛОРМ ЖАН ГУЖОН

ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ

МАРТИН ШОНГАУЭР АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР МАТИС НИТХАРДТ АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ

 

 

 

Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Гре­ции и Древнего Рима, откуда и происходит само название — Воз­рождение. Для Италии античная культура была неотъемлемой частью национального достояния. Итальянцы жили среди руин римских па­мятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древ­ние римляне, в их жилах была значительная часть римской крови.

В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии и дру­гих — не было такого обилия античных памятников, и до начала XVI в. ма­ло кто представлял себе, как они вообще выглядят. В сущности там почти нечего было и возрождать. Поэтому по традиции, говоря о северном Воз­рождении, подразумевают искусство стран Северной Европы, зародившее­ся под влиянием Италии.

Культурное взросление североевропейских народов произошло в Сред­ние века, порой зрелости для них стала эпоха готики (см. статью «Искусст­во средневековой Западной Европы»). Готическое искусство было той поч­вой, на которой дали всходы семена северного Возрождения, причём случилось это так естественно, что историки и по сей день не могут прове­сти границу между поздней готикой и ранним северным Возрождением.

В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Так же как и в Средние ве­ка, художник пытался возвестить в своих произведениях истину о Боге. При этом и в Средние века, и позднее прекрасно понимали, что Бог как абсо­лютное Совершенство в принципе неизобразим и, следовательно, художник способен лишь обозначить Его присутствие или намекнуть на Него. Счита­лось, что образ Бога яснее всего запёчатлён в окружающем мире. Поэтому предметом благоговейного внимания североевропейского художника эпо­хи Возрождения сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, расте­ния и животные, сам человек, его жилище и все творения рук человеческих. В каком-нибудь цветке или зверьке, наделённом символическим значени­ем, порой воплощалось сложное богословское понятие. Любая малость мог­ла скрывать в себе что-то великое. Земной мир вызывал живейший и при­стальный интерес, поскольку был прямым продолжением мира небесного. Североевропейское искусство осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В искусстве Италии человек, наделённый безгранич­ными творческими возможностями, способный преобразовать мир, рассмат­ривался как центр Вселенной. В искусстве Северной Европы человек — не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогу­щества Творца. Созданный вместе с этим миром, включённый в космический ритм природы, он живёт в картинах североевропейских художников одной жизнью с небесами, землёй и морем: для них человек и прекрасен, и вели­чав, но все же не более, чем любой камень или травинка.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz