|
486 РОБЕР КАМПЕН (около
1378—1444) Биография
Робе'ра Кампе'на типична для нидерландского бюргера того времени. Получив в К числу
ранних произведений Кампена относится «Рождество Христово», созданное около живописцами:
как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир
картины порядок? На этот
вопрос Кампен нашёл удивительно простой ответ: он подчинил композицию картины
не законам геометрии и оптики (как поступали его современники в Италии), а
простой логике домашнего уюта, так хорошо знакомой любому нидерландцу. Кампен
строит композиции своих картин с той же привычной лёгкостью, с какой наводит
порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. Примером
может служить алтарь-триптих, который по имени одного из его прежних
владельцев стал называться Алтарём Мероде (около 1427—1428 гг.) В центральной
части алтаря изображена сцена Благовещения (явление архангела Гавриила Деве
Марии с вестью, что Она родит Сына Божьего, Иисуса), происходящая в бюргерской
гостиной. На правой створке зритель видит СТВОРЧАТЫЙ АЛТАРЬ Створчатый
алтарь появился ещё в IX в., но именно в XIV столетии получил широкое распространение во всём западнохристианском
мире. Такой алтарь мог состоять из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких
(полиптих) створок со священными изображениями — живописными или в виде
скульптурных рельефов. Выбор
сюжетов был произвольным, но предпочтение отдавалось сценам из житий святых,
Евангелий и Страшного суда. Створки алтаря соединялись между собой по принципу
ширмы. В обычное время алтарь держали закрытым — так, чтобы были видны только
тыльные стороны боковых створок, также украшенные росписью, но более скромно,
чем их лицевые поверхности и центральная часть. Лишь в определённые моменты
праздничных богослужений алтарь распахивался и представал перед молящимися во
всём великолепии. Робер
Кампен. Рождество
Христово. Около 487 Робер
Кампен. Благовещение. Центральная
часть трёхстворчатого Алтаря Мероде.
Около 1427—1428 гг. Музей
Метрополитен, Нью-Йорк. соседнюю
комнату, в которой работает муж Марии, плотник Иосиф; на левой — дворик дома и
в нём коленопреклонённые фигуры заказчиков алтаря, выходцев из купеческого
семейства Ингельбрехтс. Дева Мария и архангел Гавриил ничем не выделяются
среди действующих лиц: небесный вестник, которому, конечно же, любые стены и
запоры не препятствие, входит в комнату через дверь; супруги Ингельбрехтс и
работающий Иосиф предстают такими же торжественно-серьёзными, как и молящаяся
Мария. |