Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

К ЧИТАТЕЛЮ

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в му­зеях. С самого рождения и на про­тяжении всей жизни люди погру­жены в искусство.

Здание гостиницы, вокзала, мага­зина, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения могут быть произведениями искусства. Но могут и не быть. Далеко не каждую карти­ну, статую, песню или фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как от­личить произведения искусства от ремесленных поделок? Не существу­ет рецепта, где было бы точно изло­жено, что и в каких пропорциях нужно соединить, чтобы получилось произведение искусства. Однако можно развивать свою способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы часто называем вкусом.

Что такое искусство? Почему оно имеет такую магическую власть над человеком? Почему люди едут за тысячи километров, чтобы своими

глазами увидеть великие произведе­ния мирового искусства: дворцы, мозаики, картины? Почему художни­ки создают свои творения, даже ес­ли кажется, что они никому не нуж­ны? Почему они готовы рисковать своим благополучием, чтобы вопло­тить свой замысел?

Искусство нередко называют ис­точником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей на­слаждаются изображениями пре­красных человеческих тел на по­лотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысяч живописцев на протяже­нии многих веков...

Часто говорят, что искусство от­ражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, её

5

 

 

 

 

 

копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и вос­хищение им. Да и как «отражает жизнь», например, искусство средне­вековой каллиграфии или кружево каменных орнаментов на стенах средневековых мечетей?

Можно говорить об отражении искусством жизни в более широком смысле. На произведения искусства накладывает отпечаток место и вре­мя их создания. Греческая амфора, фрагмент фрески или статуя, пре­вратившись в музейный экспонат, не теряют своей красоты, но часто «за­молкают», будучи вырванными из среды, в которой они были созданы. Вполне естественно восхищаться тонкостью линий и богатством цве­товой гаммы фресок в средневеко­вых христианских храмах. Однако смысл их становится понятным, только если посмотреть на фрески глазами тех, для кого они были написаны. Росписи христианских церквей — это своеобразная «Биб­лия для неграмотных»: тот, кто не умел прочесть Священное писание христиан, мог видеть его содержа­ние на стенах и столпах храма. Как почти все произведения средневеко­вой европейской живописи, фрески являются частью христианского вос­приятия мира и непонятны вне свя­зи с ним.

В очерках, посвящённых отдель­ным памятникам искусства, расска­зывается, почему они появились именно в это время и в этом месте. История их возникновения иногда позволяет посмотреть на памятни­ки искусства совершенно по-ново­му. Варвары-готы, завоевав земли, принадлежавшие Римской импе­рии, были восхищены архитектурой и искусством поверженной держа­вы. В VI в. они попытались воспро­извести постройки римлян с высо­ким куполом, когда возводили памятник-мавзолей знаменитому королю Теодориху. Однако секрет конструкции купола был утрачен. Отчаявшись сравняться в архитектурном искусстве с великими масте­рами Рима, строители мавзолея нашли поистине «варварское» решение проблемы. Они более не пыта­лись построить купол, а просто вы­тесали его из колоссальной цельной каменной глыбы...


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz