Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА

Таяние ледников в неолите, или но­вом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение наро­ды, начавшие заселять новые про­странства. Усилилась межплемен­ная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпо­ху неолита человеку угрожала худ­шая из опасностей — другой чело­век! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не­больших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие  восьми  метров  в длину.

Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. II тысячелетие до н. э. Горное плато Тассилин-Аджер. Сахара.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных

пространствах — от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отли­чие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить

приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847—1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

17

 

 

 

Стоунхендж. II тысячелетие до н. э. Солсбери. Англия.

Стоунхендж. Реконструкция.

Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия   (топоры  и  кинжалы)   и

средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыгра­ло важную роль в истории и культу­ре древнейшего человечества. Нау­чившись создавать изображения (скульптурные, графические, живо-

18

 

 

 

Менгиры. Неолит. Бретань. Франция.

МЕГАЛИТЫ

В III—II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К ме­галитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух ме­тров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Ев­ропе, Северной Африке, на Кавказе и в других рай­онах земного шара. В одной только Франции их об­наружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.

Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбе­ри в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диа­метре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предпо­лагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидеся­ти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окре­стности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.

Дольмен. Неолит. Корсика. Франция.

писные), человек приобрёл некото­рую власть над временем. Воображе­ние человека воплотилось в новой

форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz