Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН

(около 1400—1464)

Самым ярким выражением следую­щего этапа истории живописи в Нидерландах может служить твор­чество Рогира ван дер Вейдена. Он родился в Турне; отец его был рез­чиком по дереву. Свою художест­венную карьеру он начал в качест­ве скульптора, но потом, уже в зрелом возрасте (в 1426 г.), стал учиться живописи у Робера Кампена. Около 1432 г. он женился на уроженке Брюсселя и переехал в этот город. Здесь ван дер Вейден бы­стро  сумел  завоевать  признание,

разбогател, вошёл в городскую гильдию живописцев.

Сформировавшись как художник в мастерской Кампена, научившись многому у Яна ван Эйка, ван дер Вейден тем не менее сильно отличался от этих мастеров. Цель своего твор­чества он видел не в восхищённом созерцании мира, где повседневное приравнивается к чуду, а в постиже­нии индивидуальности личности (что делало сто глубоким психоло­гом и превосходным портретистом).

Алтарь, созданный Рогиром ван дер Вейденом около 1443 г., был зака­зан канцлером Николасом Роленом (для которого Ян ван Эйк написал «Мадонну»). Алтарь предназначался для капеллы госпиталя, основанного канцлером в бургундском городке

Рогир ван дер Вейден.

Страшный суд. Центральная часть алтаря. Около 1443 г. Капелла госпиталя, Бон.

Рогир ван дер Вейден.

Страшный суд. Фрагменты. Около 1443 г. Капелла госпиталя, Бон.

501

 

 

 

Рогир ван дер Вейден.

Портрет Франческо д'Эсте. Около 1460 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Рогир ван дер Вейден.

Святой Лука, рисующий Мадонну. 1455—1440 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Боне. Центральная часть алтаря по­священа теме Страшного суда. Это су­ровое и величественное предупреж­дение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но спра­ведливом расчёте с каждым. Надо всем высится фигура Судьи-Христа. Он восседает на радуге, как на пре­столе. Белая лилия и огненный меч, исходящие из Его уст, символизиру­ют соответственно Божественное милосердие и правосудие.

Низкое, тяжёлое небо будто го­тово обрушиться на землю — безра­достную, всхолмлённую, без единой травинки, переполненную могилами. Повинуясь голосу труб архангелов, земля отдаёт своих мертвецов: её по­верхность набухает, лопается, как скорлупа, и выпускает на свет обна­жённые, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших. Всем им при­дётся взойти на огромные весы, ко­торые держит в руке архангел Миха­ил. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, ли­бо вечные муки. Слева возвышаются райские врата, к которым ангел под­водит группу праведников; справа разверзлась пылающая пропасть пре­исподней, куда падают грешники.

Портреты, созданные Рогиром ван дер Всйденом — например, Франческо д'Эсте (около 1460 г.), — отлича­ются вниманием художника к слож­ному миру человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спря­танная улыбка, приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой же хара­ктеристикой портретируемого стано­вятся его земные заслуги: мастер не­редко вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почётный жезл и т. п.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz