Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

516

 

 

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ

(между 1 525 и 1530—1569)

Питер Брейгель Старший, кото­рого коллекционеры именуют Му­жицким Брейгелем, родился в крестьянской семье. Как и боль­шинство нидерландцев, он получил прозвище от названия деревни, от­куда был родом, но своим детям ма­стер передал это прозвище уже как фамилию. О годах учения будущего художника сохранились весьма скупые сведения: семейное преда­ние гласит, что он учился в Антвер­пене у Питера Кука ван Альста — прославленного в те годы живопис­ца. Первое документальное свиде­тельство о Питере Брейгеле — да­тированная 1551 г. запись о принятии его в члены антверпен­ской гильдии Святого Луки.

В 1552 г. молодой живописец от­правился в Италию, посещение которой считалось непременным условием   достижения   художест-

Иоахим Патинир. Отдых на пути в Египет.

Прадо, Мадрид.

В XVI—XVII вв. художественным центром Южных Нидерландов стал город Антверпен. Расцвет антверпенской живописной школы наложил отпечаток на творческую манеру её мастеров: художники XVI в. словно жили одним днём, постоянно следуя переменчивой моде. Важная особенность их рабо­ты заключалась и в том, что картины предназначались не конкретному за­казчику, как в предшествующую эпоху, а покупателю. В Нидерландах впер­вые появился художественный рынок В Антверпене с 1460 г. рядом с

городским собором действовал особый торг, где продавались картины и скульптура. Иоахим Патинир (между 1475 и 1480—1524) — антверпенский мастер, который считается первым в истории искусства пейзажистом. Патинир нашел простой и одновременно ёмкий способ изображения земной поверхности. Это так называемая пейзажная трёхцветка, ставшая впоследст­вии классической: для ближнего плана художник брал тёплые коричнево-жёлтые краски; для среднего — различные оттенки зелёного; дальний план передавал синим цветом. В величественных пейзажах Иоахима Патинира теряются фигурки библейских персонажей и на первый план выдвигается природа: необозримые дали, исчерченные дорогами; грозно нависающие скалы; морские заливы, врезающиеся в берег.

517

 

 

Питер Брейгель Старший.

Паление Икара. Между 1555 и 1558 гг. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.

венного совершенства. В Италии Брейгель прожил около года, но ос­тался равнодушным к изучению древних памятников и почти не во­дил знакомства с итальянскими ху­дожниками.

Вскоре по возвращении в Ан­тверпен Брейгель создал картину «Падение Икара» (между 1555 и 1558 гг.). Прочитав название кар­тины, зритель невольно смотрит на изображение неба, но не находит там героя. Взгляд скользит по гла­ди морской лагуны с островами и парусниками, по скалистому, поро­сшему кустарником берегу. Вот крестьянин прилежно выводит бо­розду на своём поле; стоит, рассе­янно опираясь на посох, пастух; де­ловито закидывает удочку рыболов. И вдруг неподалёку от того места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель разли­чает ноги гибнущего Икара, уже почти скрывшиеся в пучине. Ветер разносит в стороны перья его рас­павшихся крыльев.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz