Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В XVI в. легенду об Икаре воспри­нимали как суровое предупреждение гордецам и недальновидным выс­кочкам, пренебрегающим своим предназначением. Конечно, Брей­гель знал и античный источник сказания — «Метаморфозы» древне­римского поэта Овидия, где о про­летающих по небу Дедале и Икаре говорится следующее:

Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,

Или с дубиной пастух, иль пахарь,

на плуг приналёгший,

Все столбенели и их, проносящихся

вольно по небу,

За неземных принимали богов.

Художник ввёл в свою картину фи­гуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иное звучание. Никто не восхищается Икаром. Его не видят или не жела­ют видеть: например, рыбак невоз­мутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду прямо у него на глазах. И пастух, и пахарь, и рыбо­лов — каждый из них поглощён сво­им делом. «Ни один плут не остано­вится, когда кто-то умирает» — так говорит нидерландская пословица.

Что скрывается за подобной по­корностью общему ходу вещей — мудрое смирение или косная, жесто­кая слепота? Брейгель не знает отве­та, но в течение всей своей даль­нейшей жизни будет стараться получить его.

Давно была замечена близость произведений Брейгеля к нраво­учительным представлениям средне­векового народного театра. В карти­не «Битва Масленицы и Поста» (1559 г.) комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей. Шутовской поединок Мас­леницы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устра­иваемых в Нидерландах в дни про­водов зимы. Но здесь она разворачи­вается не в балагане, а прямо на площади, среди житейской суеты. Карнавальные наряды кажутся осо­бенно яркими в гуще озабоченно спешащих по своим делам людей. Повсюду кипит жизнь: там водят хо­ровод, здесь моют окна, одни игра­ют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хо­ронить... Площадь на картине — символ земного мира; через неё проходят двое — мужчина и женщи­на в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом, зажжённым среди бела дня, указыва­ет им дорогу. Куда же он их ведёт?

*В древнегреческой мифо­логии искусный мастер Де­дал сделал крылья себе и своему сыну Икару, скрепив перья воском. Дедал и Икар поднялись в небо, но Икар взлетел слиш­ком высоко — жар солнца растопил воск, и Икар упал в морс.

518

 

 

 

 

Глуп ли маленький шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире?

В 1563 г. Брейгель перебрался из Антверпена в Брюссель. Переезд был связан с изменениями в личной жизни художника: он женился на до­чери своего бывшего учителя ван Альста, у него появились собст­венный дом, постоянная мастер­ская. О наступлении поры спокой­ной мудрой зрелости говорят и новые картины Брейгеля. С особой охотой мастер обращается к вечным сюжетам — к эпизодам библейской истории.

Композиция картины «Вавилон­ская башня», созданной в 1563 г., по­ражает своим спокойствием зрите­ля, привыкшего к пёстрой суете ранних брейгелевских работ. Башня, изображённая Брейгелем, напоми­нает римский амфитеатр Колизей, который художник видел в Италии,


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz