Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

и одновременно — муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит неустанная работа: вращают­ся блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Заметно, что связь между строителями уже потеряна (не из-за начавшегося ли «смешения языков»?): где-то строи­тельство идёт полным ходом, а где-то башня уже превратилась в руины. Картина «Несение креста» написа­на в 1564 г. Сюжет, столь распростра­нённый в христианском искусстве, Брейгель трактует весьма необычно: зритель не сразу обнаруживает на картине Христа,. которого ведут на Голгофу. На переднем плане, изобра­жающем край скалистого обрыва, на­ходятся близкие Христа: Богоматерь, скорбно стиснувшая руки, склонив­шийся над Ней апостол Иоанн, ры­дающая Магдалина. Далее открывается  вид  на  равнину,  заполненную

Питер Брейгель Старший.

Битва Масленицы и Поста. 1559 г. Художественно-исторический музей, Вена.

*Согласно библейскому преданию, жители города Вавилона задумали постро­ить башню до небес, но Бог не позволил им осуществить этот план, «смешан языки» строителей так, что они пе­рестали понимать друг друга.

519

 

 

«НИДЕРЛАНДСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ» ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО

Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлин­ских Государственных музеев (Му­зей Берлин-Далем). Это своеобраз­ная энциклопедия нидерландского фольклора. В сравнительно неболь­шом живописном пространстве (размеры полотна 117х163 см) ху­дожник поместил более ста иллюст­раций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Смысл некоторых из них понятен русскому зрителю без объяснений: персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух

стульев, бьются головой о стену, ви­сят между небом и землёй; другие же лишь отдалённо напоминают русский фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Напри­мер, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыс­лу к русской «И стены имеют уши». «Бросать деньги в воду» означает то же, что и «сорить деньгами», «пус­кать деньги на ветер» и т. п.

Несмотря на то что на картине представлены сюжеты ста девятнад­цати пословиц, поговорок и т. д., все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идёт о на­прасной, бестолковой трате сил и средств. Здесь кроют крышу блина­ми, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются чёр­ту. Хотя все эти занятия и явно аб­сурдны, брейгелевские персонажи предаются им так серьёзно и дело­вито, что зритель не сразу замеча­ет нелепость происходящего. Глу­пость, ставшая повседневной привычкой, и безумие, возведённое в ранг разумного начала, — вот сти­хия «Пословиц». Среди пёстрой сумятицы, напоминающей то ли карнавальное гуляние, то ли су­масшедший дом, выделяются две фигуры — обе на первом плане.

Питер Брейгель Старший.

Нидерландские пословицы. 1559 г. Государственный музей, Берлин-Далем.

520

 

 

 

Молодой человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, увенчанный крестом земной шар: самонадеянный повеса вообразил, что движение мира подвластно его прихоти. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нуж­но согнуться». Рядом со щёголем оборванец — согнувшийся в три погибели, с лицом, искажённым бо­лезненной гримасой, он влезает внутрь подобного же шара. У лево­го края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённым вниз. В этом образе и за­ключён подлинный смысл картины: мир перевёрнут вверх дном.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz