Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ганс Мемлинг. Мадонна с Младенцем. Левая часть двустворчатого Алтаря ван Ньювенхове. 1487 г. Госпиталь Святого Иоанна (музей Ганса Мемлинга}, Брюгге.

Герард Давид. Крещение Христа. Центральная часть

трёхстворчатого алтаря. Около 1508 г.

Городской музей изобразительных искусств (музой Грунинге), Брюгге.

Ганс (Ян) Мемлинг (около 1433-1494) родился в Германии; начал обучаться живописи ещё на родине, а в конце 50-х гг. приехал в Брюссель и поступил в мастерскую Рогира ван дер Вейдена. В 1467 г. Мемлинг был принят в гильдию живописцев города Брюгге и с этого времени жил там почти безвыездно, пользуясь всеобщим признанием. Его искусство сочетает в себе ясный взгляд на мир, веру в высокое предназначение человека, любовное внимание к занимательным и красочным деталям.

Последователем Мемлинга стал Герард Давид (около 1460—1523), уроженец городка Оудеватер в Голландии, работавший в Антверпене и Брюгге. В его картине «Крещение Христа» богатство колорита сочетается с некоторой жёсткостью и застылостью линий. Все фигуры как будто находятся в безвоздушном пространстве — так неподвижны складки их одежд, листья деревьев кажутся вырезанными из жести, а поверхность воды выглядит обледеневшей. Живы здесь только цвет и свет. Герард Давид смотрел на искусство XV в. как на великолепный образец для подражания, стремился продлить жизнь старых форм, тщательно их воспроизводя.

506

 

 

периоду творчества художника. Во­круг1 смертного ложа Марии столпи­лись апостолы. Горе потери не объ­единяет, а разобщает их. В комнату умирающей окружённый ярким све­чением входит Христос, готовый принять душу Своей Матери. Но только один из апостолов, сидящий

у изголовья справа, видит Его, ос­тальные же слепы и глухи. У подно­жия смертного ложа сидит Иаков Старший (по преданию, внешне похожий на Иисуса), и его отчуж­дённое печальное лицо кажется скорбным негативом просветлённо­го лика Христа.

Гертген тот Синт Янс. Семейство Христа в церкви. 1475—1480 гг. Риксмузей, Амстердам.

Гертген тот Синт Янс. Святой Иоанн Креститель в пустыне. Около 1485 г. Государственный музей, Берлин-Далем.

Гертген тот Синт Янс (между 1460 и 1465 — около 1495) родился в Лейдене, но работал в Гаарлеме. Этот художник не прожил и тридцати лет, но он, как сказал о нём Альбрехт Дюрер, «был живописцем ещё в утробе матери». В картине Гертгена тот Синт Янса «Семейство Христа в церкви» евангельские персонажи предстают перед зрителем в облике простых бюргеров: художник изобразил многочисленное и дружное семейство, пришедшее как обычно в воскресенье в свой приходский храм. Они расположились в церкви так покойно и уютно, словно в собственной гостиной. Да и храм выглядит совсем по-домашнему; богослужение закончено, на полу играют дети, церковный служка привычными движениями гасит свечи, прихожане тихо беседуют... В сущности художник прав: церковь — это дом Божий, а семейство Христа — полноправные хозяева этого дома.

Большинство работ Гертгена тот Синт Янса связано с гаарлемским монастырём ордена Святого Иоанна Иерусалимского — само прозвище художника в переводе звучит как маленький Герард из (монастыря) Святого Иоанна. Картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне», вероятно, предназначалась для того же монастыря. В этом произведении художник приблизился к новому взгляду на природу как на особый мир, прекрасный сам по себе, но тем не менее созвучный мыслям и настроениям человека. В работах мастера можно обнаружить зачатки жанровой живописи, пейзажа, группового портрета. Не будет преувеличением сказать, что «маленький Герард» за свою короткую жизнь успел наметить те пути, на которых уже в XVII в. живопись Голландии снискала мировую славу.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz