Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Результатом Реформации стал разрыв значительной части стран и облас­тей Европы (Северные Нидерланды, рад германских земель, Швейцария, Ве­ликобритания, Скандинавские страны) с католической традицией. Европе предстояло пережить кошмар религиозных войн.

ИЕРОНИМ БОСХ

(около 1460—1516)

Дух этого тревожного и трагическо­го века прочувствовал и частично предугадал нидерландский худож­ник Иерон ван Акен, более извест­ный под псевдонимом Иероним Босх. Он родился и провёл почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и от­ца, профессиональных живописцев. Затем он совершенствовался в сво­ём искусстве, обучаясь в нидерланд­ских городах Гаарлеме и Делфте. В 1480 г. он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем. В следу­ющем году женился на одной из самых богатых невест в городе. С этого времени художник получил возможность работать для себя са­мого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Постепен­но слава об искусстве Босха распро­странилась далеко за пределы его родного города: к художнику обра­щались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. Большинство картин Босха не имеет датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить ос­новные вехи его творчества.

Картина «Семь смертных гре­хов» принадлежит к числу его ран­них работ. В центре композиции — фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг располагаются изо­бражения семи смертных (способ­ных окончательно погубить душу) грехов — гнева, тщеславия, сладо­страстия, лени, обжорства, корыс­толюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пья­ной драки; зависть предстаёт в виде лавочника, злобно погляды­вающего в сторону соседа; коры­столюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Художник показы­вает, как идут к своей погибели са­мые обыкновенные люди, погру­женные в каждодневную суету; сцены привычных, будничных зло­действ движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель... За грехами неотступно следует воздаяние: по углам карти­ны располагаются ещё четыре изо­бражения смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. «четырёх пос­ледних вещей», по выражению проповедников того времени.

Уже зрелым мастером Босх со­здал «Воз сена» (1500—1502 гг.) —

509

 

 

Иероним Босх.

Семь смертных грехов. Около 1480 г. Прадо, Мадрид.

трёхстворчатый алтарь, предна­значенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказа­ла старая нидерландская послови­ца: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

Внешние поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти будничную сцену: устало бредёт по дороге истощён­ный оборванный странник. (Дня современников Босха дорога была символом земной жизни.) На каж­дом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая со­бачонка злобно рычит на него; во­роньё кружит над падалью; в глуби­не изображения разбойники обшаривают прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут же, не обращая на всё это ни малейше­го внимания, пара беззаботных поселян лихо отплясывает под акком­панемент волынки...


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz