|
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ Начало
эпохи Возрождения во Франции (первая четверть XIV в.) совпало с одним из самых трагических
периодов её истории. Война с Англией, получившая впоследствии название
Столетней (1337—1453 гг.), продолжалась уже более семидесяти лет, принося
французам в основном поражения (в Однако
трагические события Столетней войны разбудили национальное чувство французов —
в борьбе против захватчиков-англичан они впервые ощутили себя единым народом.
Это было важно не только для политического будущего страны. Национальный
характер, сформировавшийся в ту эпоху, определил основные отличительные
качества французского искусства на протяжении последующих трёх столетий. В тяжёлый
период, который переживала страна, французское искусство не только не погибло,
но и приобрело изысканные, утончённые формы. При дворах крупнейших феодальных
правителей — в Париже, Дижоне и Бурже — возникла культура, причудливым образом
соединившая черты уходящего в прошлое Средневековья и наступающей эпохи
Возрождения. «Осень Средневековья» — так поэтично назвал эту культуру
нидерландский историк Йохан Хёйзинга (1872—1945). Яркий, пышный,
театрализованный придворный ритуал, рыцарские турниры, галантное поклонение
прекрасной даме, легенды, оживавшие на страницах рыцарских романов, и традиционные
формы готического искусства — всё связывало французскую культуру того времени
с прошлым. Однако под внешними средневековыми чертами возникло стремление
постичь окружающий мир, закладывались основы светской культуры, начинались
поиски новых принципов искусства. В отличие
от Италии, где обращение к античности положило начало эпохе Возрождения, во
Франции старое и новое на первых порах переплетались настолько тесно, что
историки до сих пор затрудняются определить, когда же окончилось Средневековье
и началось Возрождение. В самом деле, какие мотивы лежали в основе действий
герцогов Бургундского и Орлеанского — уходящее корнями в прошлое феодальное
стремление к независимости от короля или рождённое новой эпохой желание
создать собственное централизованное государство? Что двигало рыцарями, сражавшимися
на турнирах (если последние уже превратились в бессмысленные с точки зрения
военного искусства спортивные состязания), — традиционная сословная спесь или
новая жажда самоутверждения? Наверное, никто и никогда не сможет ответить на
эти вопросы. |