|
Автопортрет.
Прадо,
Мадрид. Альбрехт
Дюрер. Автопортрет.
им
трёхчетвертного поворота фигуры и изобразил себя в фас. Зритель сразу
встречается с ним взглядом. Спокойно молодое ясное лицо Дюрера, спокойны
широко раскрытые серые глаза; внутреннее волнение выдаст лишь жест красивой
руки с длинными пальцами, нервно теребящей меховую оторочку одежды. Современного
зрителя поражает то, что Дюрер осмелился придать своему автопортрету столь
явное сходство С изображениями Христа. Современники Дюрера воспринимали всё
намного проще: для североевропейца эпохи Возрождения Христос — новый идеал
человека, и каждый христианин может не только уподобиться Христу, но и обязан
стремиться к этому. В немецком языке и сейчас слово «Christ» означает и «Христос», и «христианин». Таким
образом, Дюрер просто изобразил себя христианином. На чёрном поле автопортрета
он вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а
справа, симметрично им, написал: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя
так вечными красками». А рядом повторил год (1500), в котором многие его
современники ожидали
«скончания времён», а он решил написать автопортрет — своё завещание вечности. В В 546 ние,
хранящееся ныне в Национальной галерее в Праге, сильно пострадало от времени,
искажено неосторожными реставрациями XIX в., но всё же не утратило ясности композиции и
праздничной гармонии красок. В центре картины возвышается престол, на котором
сидит Богоматерь с Младенцем. Вокруг множество коленопреклонённых фигур.
Слева — духовенство, предводительствуемое папой Юлием И, справа — германский
император Максимилиан I со свитой. Все сосредоточенно молятся. Мария, Младенец Иисус и стоящий
слева Святой Доминик раздают верующим венки из роз. Звенья доминиканских чёток
(белые и красные) мыслились как символы белых роз (радостей Девы Марии) и алых
цветов (страданий Христа). Ясная синева небес и пронизанная солнечным светом
листва составляют фон для разноцветных праздничных одежд многочисленных
персонажей: тёмно-синего одеяния Богоматери, красной мантии императора и
золототканой ризы Папы. Оба владыки мира — император и Папа римский — увенчаны
венками из роз. Императорская корона и папская тиара (тройная корона, символ
прав Папы) сложены к подножию престола Девы Марии: их драгоценные камни
сверкают среди бурого глинозёма, трав и молодого кустарника. Между ними
устроился светлоликий ангел, играющий на лютне. |