Предыдущая Следующая
Картина
«Праздник чёток», законченная в 1506
г., подарила Дюреру восторженное признание искушённых
в живописи венецианцев. Его мастерскую посетили дож (правитель Венеции) и
патриарх. Художник писал из Венеции своим землякам: «Здесь я сделался
благородным господином». Венецианская Синьория (правительство Венеции) предлагала
ему остаться на службе, обещая хорошее жалованье, но мастер предпочёл
вернуться в Нюрнберг. На родине Дюрера избрали в городской Совет; его ждали
крупные заказы.
1513—1514
гг. стали для Дюрера временем высшего творческого подъёма. В этот период он
создал три графических листа, вошедших в историю живописи под названием
«Мастерские гравюры». Художник, будучи в зените славы, уже не искал заработка,
а просто хотел показать миру, на что он способен. Три гравюры на меди:
«Рыцарь, дьявол и
Альбрехт
Дюрер.
Портрет
венецианки. Около 1506 г.
Государственные музеи, Берлин.
Альбрехт
Дюрер.
Праздник
чёток. 1506 г.
Национальная галерея, Прага.
547
«МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ» АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА
В богатом
графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём
гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские
гравюры». В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно
равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальшика
достигло невиданного совершенства. Резец и медь приобретают под его руками
чувствительность драгоценного музыкального инструмента, штриховка виртуозна:
рассматривая гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки
солнца, заливающие келью отшельника, свет падающей звезды — всё это передано
одной чёрной краской на белой бумаге.
Одну из
гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её
«Всадник» (1513 г.).
Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На
всаднике — доспехи, в руке — копьё. В грозном виде воина есть какая-то
нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом.
Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась
Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Он, наставительно кивая головой,
показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол
со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. В герое гравюры одни исследователи
видели врага папства Джироламо Савонаролу (1452— 1498), настоятеля монастыря
доминиканцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481 — 1523),
который в 1522 г.
возглавил мятеж германского рыцарства. Скорее всего эта гравюра навеяна книгой
знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского
(1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера —
это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе
замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и
неотступную близость смертного часа.
Если на
первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема
листа «Святой Иероним в келье» (1514
г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника.
Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной церкви,
приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме,
прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей
и учащихся, богословов и переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной стороны,
обострился интерес к христианским древностям, а с другой — всё громче
раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно
тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен
в образованной среде. Альбрехт Дюрер изобразил Иеронима в глубине просторной
кельи, заполненной спокойным, рассеянным светом, льющимся сквозь широкие
окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные
часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьёй...
Используя традиционные атрибуты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними
просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник
Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно
дремлющей собачонкой... Предыдущая Следующая
|