|
549 В Так в
Европе началась Реформация — широкое общественное движение, которое боролось с
Католической церковью. Реформация позднее привела к тому, что население
некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение,
которое противостояло католичеству, — протестантство. Крестьяне и
городская беднота, страдавшие от притеснения со стороны духовных и светских
господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призывали уничтожить государство,
поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свершится Царство
Божье на земле. В 1525—1526 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война.
Повстанцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драматические
события отразились на судьбах немецких мастеров первой половины XV столетия. МАТИС НИТХАРДТ (между
1470 и 1475—1528) Матис
Нитхардт, известный с XVII в. под именем Грюневальд, родился в Вюрцбурге, в земле Гессен. Современные
специалисты доказали, что Грюневальд — прозвище, данное мастеру по
недоразумению: знатоки живописи спутали художника с неким Грюном, копировавшим
его произведения. В 1509—1510
гг. Нитхардт поселился во Франкфурте-на-Майне, где принял участие в работе над
алтарём церкви монахов-доминиканцев, основную часть которого исполнил Дюрер. В
те же годы он поступил на службу к архиепископу Майнцкому в качестве живописца
и инженера, получил дворянское звание. В 1526 т. Нитхардт вынужден был оставить
двор архиепископа — вероятно, этот разрыв художника с его покровите- Альбрехт
Дюрер. Четыре
апостола. Старая
пинакотека, Мюнхен. 550 лем
произошёл из-за событий Крестьянской войны, во время которой мастер однажды
выразил своё сочувствие к повстанцам. Художник возвратился во Франкфурт,
затем переехал в Галле, где и умер в Главное
произведение М. Нитхардта — Большой алтарь Богоматери, исполненный им в 1512—
1515 гг. для монастыря Святого Антония в Изенгейме (Эльзас). В годы Французской
революции монастырь был закрыт, а картины и скульптуры его знаменитого алтаря
перевезли в соседний Кольмар, где они и по сей день хранятся в музее
Унтерлинден. Монастырь Святого Антония в Изенгейме, как и многие другие
монастыри, посвящённые этому святому, был своего рода лечебным центром (Святой
Антоний почитался как врачеватель болезней). В лечебные процедуры неизменно
входили молитвы больных у алтаря в монастырской церкви. Нитхардту удалось
создать алтарь, который оказывал необычайно сильное воздействие на чувства и
воображение зрителей. |