Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

549

 

 

 

В 1517 г. монах-богослов Мартин Лютер (1483—1546) выступил в Виттенберге с решительным осуждением торговли Католической цер­ковью индульгенциями — письменными отпущениями грехов. Лютер счи­тал, что никто не вправе распоряжаться чужой совестью; каждый может от­вечать перед Богом лишь за себя. Это восприняли как прямой вызов Папе римскому. Лютер был отлучён от Церкви, но его поддержала большая часть немецкого бюргерства и дворянства. Многие мастера горячо сочувствова­ли выступлениям Мартина Лютера, в их числе был и Дюрер, а художник Лу­кас Кранах Старший финансировал издание Библии, переведённой Люте­ром на немецкий язык. Герцог Саксонии Фридрих Мудрый взял мятежного священника под свою защиту.

Так в Европе началась Реформация — широкое общественное движе­ние, которое боролось с Католической церковью. Реформация позднее при­вела к тому, что население некоторых стран Европы стало исповедовать новое христианское вероучение, которое противостояло католичеству, — протестантство.

Крестьяне и городская беднота, страдавшие от притеснения со сторо­ны духовных и светских господ, пошли дальше Лютера. Их лидеры призы­вали уничтожить государство, поделить имущество и установить всеобщее равенство — тогда и свер­шится Царство Божье на земле. В 1525—1526 гг. в Южной Германии запылала Крестьянская война. Пов­станцы захватили многие замки, монастыри и города. Эти драмати­ческие события отразились на судь­бах немецких мастеров первой по­ловины XV столетия.

МАТИС НИТХАРДТ

(между 1470 и 1475—1528)

Матис Нитхардт, известный с XVII в. под именем Грюневальд, родился в Вюрцбурге, в земле Гессен. Совре­менные специалисты доказали, что Грюневальд — прозвище, данное мастеру по недоразумению: знато­ки живописи спутали художника с неким Грюном, копировавшим его произведения.

В 1509—1510 гг. Нитхардт посе­лился во Франкфурте-на-Майне, где принял участие в работе над алтарём церкви монахов-доминиканцев, ос­новную часть которого исполнил Дюрер. В те же годы он поступил на службу к архиепископу Майнцкому в качестве живописца и инженера, получил дворянское звание. В 1526 т. Нитхардт вынужден был оставить двор архиепископа — вероятно, этот разрыв художника с его покровите-

Альбрехт Дюрер.

Четыре апостола.

1526 г.

Старая пинакотека, Мюнхен.

550

 

 

 

лем произошёл из-за событий Кре­стьянской войны, во время которой мастер однажды выразил своё сочув­ствие к повстанцам. Художник воз­вратился во Франкфурт, затем пере­ехал в Галле, где и умер в 1528 г.

Главное произведение М. Нитхардта — Большой алтарь Богоматери, исполненный им в 1512— 1515 гг. для монастыря Святого Антония в Изенгейме (Эльзас). В годы Французской революции мо­настырь был закрыт, а картины и скульптуры его знаменитого алтаря перевезли в соседний Кольмар, где они и по сей день хранятся в музее Унтерлинден. Монастырь Святого Антония в Изенгейме, как и многие другие монастыри, посвящённые этому святому, был своего рода ле­чебным центром (Святой Антоний почитался как врачеватель болез­ней). В лечебные процедуры неиз­менно входили молитвы больных у алтаря в монастырской церкви. Нитхардту удалось создать алтарь, кото­рый оказывал необычайно сильное воздействие на чувства и воображе­ние зрителей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz