|
Изенгеймский
алтарь представляет собой сложное сооружение, которое состоит из центральной
части — короба с деревянными статуями святых Антония, Августина и Иеронима —
и двух пар подвижных створок, обе стороны которых расписал Нитхардт. Во время
повседневных богослужений алтарь был закрыт, и молящиеся видели перед собой
сцену Распятия. В часы праздничной службы открывали первую пару створок, и
появлялись картины, посвящённые Богоматери. Наконец, во время торжественных
собраний монастырской братии раскрывали створки центральной части алтаря со
статуями святых и можно было видеть картины с сюжетами жития Святого Антония.
Размеры алтаря велики: высота его достигает трёх метров, величина большинства
фигур приближается к человеческому росту. Трагическая
сцена Распятия неправдоподобна, но в то же время очень убедительна. Место
казни на фоне ночного
беззвёздного неба освещено слабым лунным светом. Первое, что притягивает взгляд
зрителя, — израненный Христос, который вдвое больше остальных персонажей,
изображённых на алтаре. Огромная фигура Спасителя, под тяжестью которой
прогнулась перекладина грубо сколоченного креста, выражает и безмерную тяжесть
страданий, и величие. Средневековая традиция увеличения размеров особо важных
персонажей в реалистическом толковании Нитхардта приобретает особый смысл:
Христос отделён от близких не только тем, что мёртв. Он находится как бы в
другом измерении. Слева от
креста — близкие Иисуса: плачет Мария Магдалина, последовательница Христа,
Богоматерь в горестном забытьи упала на руки апостола Иоанна. Эту скорбную
группу уравновешивает фигура Иоанна Крестителя, стоящего справа. Его
спокойствие не вяжется с общим горем, странно и его присутствие здесь — к
моменту распятия Христа он был уже казнён. Видимо, Иоанн Креститель также
явился из другого мира, он как бы Матис
Нитхардт. Большой
алтарь Богоматери (Изенгеймский
алтарь). Центральная часть. 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар. 551 Матис
Нитхардт. Воскресение.
Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь) Правая створка, 1512—1515 гг.
Музей Унтерлинден, Кольмар. разъясняет
смысл происходящего. Рядом с его фигурой надпись: «Его делу суждено расти,
моему же уменьшаться». Иоанн, твёрдо стоящий на земле, и Иисус, пребывающий
между землёй и небесами,—две жертвы во имя спасения людей. По воскресным и
праздничным дням алтарь открывали, и траурное Распятие сменялось ликующе-звонкой,
многокрасочной живописью внутренних створок. Центральную картину праздничного
цикла обычно называют «Прославлением Богоматери» или «Ангельским концертом».
Сюжет её не имеет аналогов в религиозной живописи. Композиция как бы поделена на две части — левая
укрыта тенью стены храма; правая озарена весенним солнцем, фоном ей служит
пейзаж. Справа находится Мария с Младенцем на руках — художник изобразил Её
простой женщиной, заботливой молодой матерью. В левой части картины из высокого
готического собора навстречу Богоматери выходит красочная процессия. Ангелы
играют на виолах и лютнях; яркие краски их одежд и ликов словно доносят до
зрителя отзвуки небесной музыки. Шествие возглавляет девочка в короне с кротко
сложенными руками, от лица которой исходит ослепительное сияние. Это тоже
Мария, но теперь Она в облике Царицы Небесной, а не Богоматери. Художник
воплотил две стороны Её величия. |