Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Изенгеймский алтарь представ­ляет собой сложное сооружение, которое состоит из центральной ча­сти — короба с деревянными стату­ями святых Антония, Августина и Иеронима — и двух пар подвижных створок, обе стороны которых рас­писал Нитхардт. Во время повсе­дневных богослужений алтарь был закрыт, и молящиеся видели перед собой сцену Распятия. В часы празд­ничной службы открывали первую пару створок, и появлялись кар­тины, посвящённые Богоматери. Наконец, во время торжественных собраний монастырской братии раскрывали створки центральной части алтаря со статуями святых и можно было видеть картины с сю­жетами жития Святого Антония. Размеры алтаря велики: высота его достигает трёх метров, величина большинства фигур приближается к человеческому росту.

Трагическая сцена Распятия не­правдоподобна, но в то же время очень убедительна. Место казни на фоне ночного беззвёздного неба освещено слабым лунным светом. Первое, что притягивает взгляд зри­теля, — израненный Христос, кото­рый вдвое больше остальных персо­нажей, изображённых на алтаре. Огромная фигура Спасителя, под тяжестью которой прогнулась пере­кладина грубо сколоченного креста, выражает и безмерную тяжесть стра­даний, и величие. Средневековая традиция увеличения размеров осо­бо важных персонажей в реалисти­ческом толковании Нитхардта при­обретает особый смысл: Христос отделён от близких не только тем, что мёртв. Он находится как бы в другом измерении.

Слева от креста — близкие Иису­са: плачет Мария Магдалина, после­довательница Христа, Богоматерь в горестном забытьи упала на руки апостола Иоанна. Эту скорбную группу уравновешивает фигура Иоанна Крестителя, стоящего спра­ва. Его спокойствие не вяжется с общим горем, странно и его при­сутствие здесь — к моменту рас­пятия Христа он был уже казнён. Видимо, Иоанн Креститель также явился из другого мира, он как бы

Матис Нитхардт.

Большой алтарь Богоматери

(Изенгеймский алтарь). Центральная часть. 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.

551

 

 

Матис Нитхардт.

Воскресение. Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь) Правая створка, 1512—1515 гг. Музей Унтерлинден, Кольмар.

разъясняет смысл происходящего. Рядом с его фигурой надпись: «Его делу суждено расти, моему же уменьшаться». Иоанн, твёрдо стоя­щий на земле, и Иисус, пребываю­щий между землёй и небесами,—две жертвы во имя спасения людей. По воскресным и праздничным дням алтарь открывали, и траурное Распятие сменялось ликующе-звон­кой, многокрасочной живописью внутренних створок. Центральную картину праздничного цикла обыч­но называют «Прославлением Бого­матери» или «Ангельским концер­том». Сюжет её не имеет аналогов в религиозной живописи. Компози­ция как бы поделена на две части — левая укрыта тенью стены храма; правая озарена весенним солнцем, фоном ей служит пейзаж. Справа находится Мария с Младенцем на руках — художник изобразил Её простой женщиной, заботливой молодой матерью. В левой части картины из высокого готического собора навстречу Богоматери выхо­дит красочная процессия. Ангелы играют на виолах и лютнях; яркие краски их одежд и ликов словно до­носят до зрителя отзвуки небесной музыки. Шествие возглавляет де­вочка в короне с кротко сложенны­ми руками, от лица которой исхо­дит ослепительное сияние. Это тоже Мария, но теперь Она в облике Ца­рицы Небесной, а не Богоматери. Художник воплотил две стороны Её величия.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz