Предыдущая Следующая
Наследники
Вильгельма IV продолжили традицию коллекционирования живописных произведений.
Большинство картин благодаря заботам владельцев и хранителей пинакотеки дошли
до нашего времени. Герцог Максимилиан I (1597—1651 гг.) собирал немецкую живопись XVI в. При нём была приобретена, в частности,
картина Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» (1526 г.), ставшая самым
известным экспонатом пинакотеки. Свою картину Дюрер преподнёс в дар родному
Нюрнбергу, но Максимилиан I буквально выманил шедевр у жителей этого
города. При Максимилиане II Эммануиле (1679—1726 гг.) пинакотека
приобрела славу одной из лучших в Европе. Страсть Максимилиана Эммануила к
коллекционированию привела к тому, что долги правителя достигли громадной
суммы, которую его наследники выплатили лишь через пятьдесят лет после его
кончины. Однако именно он во время своего наместничества в Южных Нидерландах
приобрёл там у одного антиквара уникальное собрание фламандской живописи XVII в., в том числе полотна Рубенса и ван
Дейка. В начале XIX столетия в коллекцию вошло множество картин знаменитых живописцев Северной
Европы — Гольбейна Младшего, Нитхардта, Рембрандта, мастеров итальянского
Возрождения — Рафаэля, Тициана и др.
Значительно
обогатил собрание баварский король Людовик I (1825—1848 гг.), который приобрёл
произведения Боттичелли, Гирландайо, Рафаэля, Перуджино. При Людовике I было возведено специальное здание для
пинакотеки, в котором она размешается до сих пор. Строительство, завершённое в
1836 г.,
осуществил выдающийся немецкий архитектор Лео фон Кленце (1784—1864). В облике
музея фон Кленце использовал мотивы итальянских дворцов эпохи Возрождения.
Восхищённый этой работой, русский император Николай I обратился к фон Кленце с предложением
построить в Петербурге новый Эрмитаж. А здание в Мюнхене объединило под своей
крышей все разделы коллекции баварских правителей и было названо Старой
пинакотекой в отличие от Новой, находящейся неподалёку в том же городе.
553
Альбрехт
Альтдорфер.
Лесной
пейзаж с битвой Святого Георгия. 1510
г. Старая пинакотека, Мюнхен.
Альбрехт
Альтдорфер.
Святое
семейство. 1510 г.
Государственные
музеи, Берлин.
Мюнхене. В
сражении между войсками Александра Македонского и персидского царя Дария III, произошедшем в 333 г. до н. э. в Сирии,
персы потерпели поражение. Зрителя прежде всего поражает контраст между
небольшим размером картины и грандиозностью изображённого зрелища. С высоты
птичьего полёта открываются морской берег и тесная котловина, в которой отчаянно
сражаются множество крошечных фигурок. Ход битвы достаточно ясен — побеждает
войско, расположенное справа. Это македоняне: на их знамёнах изображён грифон
— легендарный герб Македонского царства. Кавалерия македонян в сверкающих
доспехах двумя клиньями врезается в строй врагов; из лагеря на берегу моря
спешат свежие отряды. Персы дрогнули, сейчас они обратятся в бегство. Ещё миг
— и решится спор двух многотысячных армий, двух мировых империй. Предыдущая Следующая
|