|
530 ЖАН ФУКЕ (около
1420—1481) Исследование
архивов иногда преподносит историкам искусства удивительные сюрпризы. Так, случайно
обнаруженная в конце XIX в. подпись на манускрипте: «Жан Фуке» — помогла открыть мастера, которого
теперь уверенно называют первым художником французского Возрождения. Жан Фуке'
родился в городе Туре на реке Луаре. Вероятно, в юности он жил в Париже,
пейзажи которого часто служат фоном в его произведениях, и обучался там
искусству миниатюры. В 40-х гг. XV в. Фуке отправился в Италию и первым из французских
художников познакомился с искусством итальянского Возрождения. В Риме он был
представлен Папе Евгению IV и написал его портрет. Очевидно, молодой француз был к
тому времени уже признанным мастером. Возможности
живописи, которые художник открыл для себя в Италии, он вполне использовал во
время работы над портретом короля Франции Карла VII (1422—1461 гг.). В обрамлении раздвинутых
светло-зелёных штор из церковной ложи на зрителя смотрит немолодой некрасивый
человек в тёмно-красном камзоле. Четкие крупные формы, суровая простота и
величавость роднят портрет с итальянским искусством раннего Возрождения. Однако
документальная правдивость в передаче черт лица, беспощадная точность в
воплощении характера, внимание к частному, конкретному, индивидуальному
свойственны скорее художникам Северной Европы — Франции, Нидерландов,
Германии. Те же
особенности живописи — портретная точность в сочетании с величавым спокойствием
лиц и скульптурной массивностью фигур — характерны и для другого произведения
Жана Фуке, так называемого «Меленского диптиха» (около 1451 —1456 гг.). В его
левой части на фоне итальянской архитектуры предстают
заказчик алтаря Этьен Шевалье и его покровитель Святой Стефан. В правой части
диптиха изображена Дева Мария с Младенцем. Мадонна имеет явное портретное
сходство со знаменитой Аньес Сорель — возлюбленной короля. Бо'льшая
часть сохранившихся крупных живописных произведений Фуке — портреты. Однако,
как и все французские художники XV в., он был прежде всего миниатюристом. Иллюстрируя
«Большие французские хроники» (50-е гг. XV в.), Фуке намеренно избегал изображать драматические
батальные сцены с их насилием и кровью. На миниатюрах Фуке история страны
показана в торжественных встречах, парадных выходах, церемониях. Тем самым
мастер как бы подчёркивал идею величия королевской власти, столь актуальную
для Франции второй половины XV в. Жан
Фуке. Портрет Карла VII. 40-е гг. XV
в. Лувр, Париж. 531 Жан
Фуке. Святой
Стефан и заказчик алтаря Этьен Шевалье. Левая часть двустворчатого Меленского
алтаря. Около 1451—1456 гг. Государственный музей, Берлин-Далем. Германия. Жан
Фуке. Мадонна
с Младенцем. Правая часть двустворчатого Меленского алтаря. Около Подлинным
шедевром Фуке стали созданные им в 70-е гг. миниатюры к «Иудейским
древностям» древнееврейского историка Иосифа Флавия. В панорамных видах, открывающихся
как будто с высоты птичьего полёта, предстаёт мир величественный и прекрасный,
исполненный гармонии и совершенства. Здесь мастер обнаруживает поистине виртуозное
владение |