|
Однако это
содержание лишь нижней половины картины. Бурная сцена сражения напоминает разорённый
муравейник на фоне морского залива, дальних гор и необъятного вечернего неба.
Солнце заходит, и всё ярче становится серп луны. Солнце и луна, появившиеся на
небосводе одновременно,— древний символ события всемирного значения. День и ночь ведут борьбу не
менее драматичную, чем битва греков и персов. Солнце склонилось к горизонту, из
последних сил отражая натиск полной тьмы, ползущей оттуда, куда бегут
побеждённые персы. Победа на небе противопоставлена победе на земле. Что это?
Ироническая насмешка над величием Александра или образ вселенского равновесия?
Картина Альбрехта Альтдорфера является своеобразным зеркалом реального
пространства: восток расположен слева, запад, куда заходит солнце и откуда явилась
армия Александра Македонского, — справа. Судьбы людей и стран, свет и тьма,
пространство и время причудливо перемешаны в этой загадочной картине. *Грифон —
мифическое крылатое существо с головой орла и телом льна. 554 Альбрехт
Альтдорфер. Битва
Александра Македонского с Дарием. Старая
пинакотека, Мюнхен. 555 Альтдорфер
и сам не способен понять до конца смысл происходящего. Ему незнакома отрадная
уверенность людей Средневековья в безусловной правоте одной из сражающихся
сторон (той, с кем Бог). Миром его картины управляет не благой Творец, а слепая
Судьба — в этом родство творчества Альтдорфера с искусством Нового времени. ЛУКАС КРАНАХ СТАРШИЙ (1472—1553) Лукас
Кранах Старший, а точнее Лукас Моллер из Кранаха в Верхней Франконии, с ранней
юности странствовал по Германии в поисках признания. В Лукас
Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты
(обличительные сочинения), неоднократно рисовал и писал портреты основоположника
и видного деятеля Реформации Мартина Лютера. Переезд герцога Саксонского,
попавшего в опалу императора, из Виттенберга в Веймар в Лукас
Кранах Старший Портрет
Мартина Лютера. Уффици,
Флоренция. Лукас
Кранах Старший. Портрет
Морица Саксонского. Около 556 Лукасом
Кранахом, просуществовала до XVII в. Для
живописной манеры Лукаса Кранаха Старшего характерна любовь к эффектным,
увлекающим зрителя сценам в сочетании с прямолинейной, едва ли не грубой
трактовкой образов. Кранах — художник декоративного склада; сто настоящим
призванием были не сюжетные картины, а красочные росписи, которыми он украшал
залы герцогских замков. |