Предыдущая Следующая
Работая над
портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не
идеализировал своих заказчиков, но и не особенно стремился проникнуть в их
внутренний мир. Возможно, именно из-за этой безыскусности ему лучше всего
удавались портреты детей (портрет Морица Саксонского в детстве, 1526 г.). Живя в университетском
Виттенберге, Кранах писал картины на античные темы. Мастер часто обращался к
античным сюжетам. Однако древние мифы Лукас Кранах Старший пересказывает как
занятные чужеземные сказки, охотно добавляя что-нибудь от себя.
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ
(1497
или 1498—1543)
Деятельность
последнего из крупных немецких живописцев XVI в. — Ганса Го'льбейна Младшего — протекала
в основном вне пределов его родины. Гольбейн родился в городе Аугсбурге
(Бавария) в семье известного живописца. В 1515 г. он поселился в
Базеле (Швейцария), где быстро завоевал признание заказчиков. Позднее Гольбейн
переехал в Милан (Северная Италия), где познакомился с прославленными творениями
Леонардо да Винчи. В 1519 г.,
вернувшись в Базель, Гольбейн открыл мастерскую, к нему стали поступать
крупные заказы. Гольбейн славился в Базеле не только как живописец. Он выполнял
эскизы витражей, ювелирных изделий,
Лукас
Кранах Старший. Венера и Купидон. 1530 г.
Государственные
музеи, Берлин.
557
костюмов,
расписывал фасады зданий — для этой работы его нередко приглашали
домовладельцы из других швейцарских городов.
На
знаменитой картине Гольбейна «Мёртвый Христос» (1522 г.) тело Иисуса,
простёртое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично.
По преданию, Гольбейн писал Христа с утопленника. Именно из-за этого
беспощадного реализма картина получилась страшнее сцены Распятия Изенгеймского
алтаря: Нитхардт изобразил смерть Бога, Гольбейн — смерть человека. Эту работу
Гольбейна замечательно комментируют слова Ф. М. Достоевского: «Да от этой
картины у иного ещё вера может пропасть!». Однако следует помнить, что
базельская картина — это только часть несохранившегося алтаря. Как знать, что
было изображено на других створках? Может быть, Гольбейн лишь оттенял
натуралистическим мрачным образом Христа светлую сцену Его Воскресения?
Люди XVI столетия относились к смерти более спокойно,
чем Достоевский. В 20-х гг. Гольбейн выпустил серию небольших ксилографий
«Пляски Смерти». Здесь Смерть, как правило, не вызывает никакого ужаса и
страха у тех, к кому она приходит. Несмотря на отталкивающий облик, Смерть
выглядит полноправной обитательницей земного мира и по-будничному просто
занимается своим ремеслом: уводит за руку епископа от его паствы, наливает
последний кубок вина королю, помогает крестьянину допахать его поле, с оружием
в руках встречает солдата в бою.
В 1529 г. мастер написал для
базельского бургомистра Якоба Майера образ Богоматери. Вечная идея
покровительства Богоматери передана трогательно и наивно: Мария, с простым и
кротким лицом крестьянки, накрывает своим плащом супругов Майер и их детей. Предыдущая Следующая
|