Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализи­ровал своих заказчиков, но и не осо­бенно стремился проникнуть в их внутренний мир. Возможно, именно из-за этой безыскусности ему лучше всего удавались портреты детей (портрет Морица Саксонского в дет­стве, 1526 г.). Живя в университет­ском Виттенберге, Кранах писал картины на античные темы. Мастер часто обращался к античным сюже­там. Однако древние мифы Лукас Кранах Старший пересказывает как занятные чужеземные сказки, охот­но добавляя что-нибудь от себя.

ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ

(1497 или 1498—1543)

Деятельность последнего из круп­ных немецких живописцев XVI в. — Ганса Го'льбейна Младшего — проте­кала в основном вне пределов его родины. Гольбейн родился в городе Аугсбурге (Бавария) в семье извест­ного живописца. В 1515 г. он посе­лился в Базеле (Швейцария), где быстро завоевал признание заказчи­ков. Позднее Гольбейн переехал в Милан (Северная Италия), где позна­комился с прославленными творе­ниями Леонардо да Винчи. В 1519 г., вернувшись в Базель, Гольбейн от­крыл мастерскую, к нему стали по­ступать крупные заказы. Гольбейн славился в Базеле не только как живописец. Он выполнял эскизы витражей,  ювелирных  изделий,

Лукас Кранах Старший. Венера и Купидон. 1530 г.

Государственные музеи, Берлин.

557

 

 

костюмов, расписывал фасады зда­ний — для этой работы его нередко приглашали домовладельцы из дру­гих швейцарских городов.

На знаменитой картине Гольбейна «Мёртвый Христос» (1522 г.) те­ло Иисуса, простёртое в тесном, низком, словно гроб, пространстве, написано предельно реалистично. По преданию, Гольбейн писал Хри­ста с утопленника. Именно из-за этого беспощадного реализма кар­тина получилась страшнее сцены Распятия Изенгеймского алтаря: Нитхардт изобразил смерть Бога, Гольбейн — смерть человека. Эту ра­боту Гольбейна замечательно ком­ментируют слова Ф. М. Достоевско­го: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Однако сле­дует помнить, что базельская карти­на — это только часть несохранившегося алтаря. Как знать, что было изображено на других створках? Может быть, Гольбейн лишь оттенял натуралистическим мрачным обра­зом Христа светлую сцену Его Воск­ресения?

Люди XVI столетия относились к смерти более спокойно, чем Досто­евский. В 20-х гг. Гольбейн выпустил серию небольших ксилографий «Пляски Смерти». Здесь Смерть, как правило, не вызывает никакого ужа­са и страха у тех, к кому она прихо­дит. Несмотря на отталкивающий облик, Смерть выглядит полноправ­ной обитательницей земного мира и по-будничному просто занимает­ся своим ремеслом: уводит за руку епископа от его паствы, наливает последний кубок вина королю, по­могает крестьянину допахать его поле, с оружием в руках встречает солдата в бою.

В 1529 г. мастер написал для базельского бургомистра Якоба Майера образ Богоматери. Вечная идея покровительства Богоматери пере­дана трогательно и наивно: Мария, с простым и кротким лицом кресть­янки, накрывает своим плащом суп­ругов Майер и их детей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz