Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Прекрасная архитектура Альгам­бры исполнена гармонии и возвы­шенной поэтичности. Вознесённые на тонких, будто стебли тростника, мраморных колоннах, разнообраз­ные по форме арки, кажется, парят, отделяя залитые солнцем дворики от затенённых галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного

зала, кельи или дворцового покоя. На изразцовых цоколях сверкают чис­тыми красками геометрические ор­наменты. Их сменяют хрупкие, похо­жие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах. Густо-ко­ричневое кружево карнизов и изумрудно-зелёные черепичные кровли завершают убранство здания. Во внутренних помещениях на сталак­титовых куполах, на стенах с тонко прорисованными арабесками игра­ет разноцветный живой узор, созда­ваемый пятнами света, льющегося сквозь оконные решётки и витражи. В глади бассейнов отражаются вечнозелёные деревья и цветущие кусты. Нежно журчат серебристые струйки фонтанов в гранёных чашах. Дворики с вымощенными мрамором

*Изразцы — плитки из обожжённой глины, часто покрытые росписями или глазурью (стекловидным

покрытием поверхности, закреплённым обжигом).

578

 

 

 

МИНИАТЮРА

Рукописная книга ценилась в мусульманском общест­ве как святыня и драгоценность и была плодом сов­местных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниа­тюриста и переплётчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение.

Миниатюры конца XII XIV вв., созданные в мас­терских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унас­ледовали подчас далёкие друг от друга традиции си­рийской и византийской живописи. Однако при всех различиях в художественных приёмах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и много общего. Условность в изображении места действия и пер­сонажей в миниатюрах сочетается с мастерским вла­дением линией и цветом; множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки, особенно в миниа­тюрах к поучительным коротким рассказам «Макамам», сочинённым иракцем аль-Харири (1054—1122), окрашены мягким юмором, порой скрывающим на­смешку; их действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз.

Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее попу­лярные изображения — сцены царских приёмов, пи­ров, охот, сражений, портреты правителя на троне или на коне — почти без изменений переносились со стра­ниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и брон­зы, включались в узоры тканей, ковров и резных шка­тулок из ценных пород дерева или слоновой кости. О расцвете миниатюры в XII в. можно сулить по живо­писи на керамике, обнаруженной при раскопках го­рода Фустата в Египте или выполненной в мастерских иранских городов Рея и Кашана. В частности, велико­лепным достижением искусства является иранская многоцветная керамика минаи': чаши и кубки, распи­санные красками поверх глазури (стекловидного по­крытия на керамике, закрепляемого обжигом).

В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) рабо­тала китабхане — книжная мастерская, где были соб­раны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утон­чённый стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые и «звучные» краски. В Герате рабо­тал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад (около 1455—1535 или 1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то лириче­ских, то располагающих к размышлению, он создал мно­гогранный мир поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало значительное влияние на раз­витие тебризской и других восточных школ живописи.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz