|
построек
ясно видно влияние индийского зодчества. Входные ворота в исламские
сооружения напоминают входы в скальные храмы Индии. Как колонны, так и детали
архитектурных украшений с обилием растительного и цветочного орнамента
заимствованы из буддийских и индуистских построек. Минареты, столь привычные в
культовом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии час- Минарет
Кутб-Минар. Дели.
Индия. Мечеть
Джами-Масджид, Первая
треть XV в. Дели.
Индия. 600 то
отсутствуют. Ещё одна важная особенность архитектуры раинеисламского периода —
её органичная вписанность в окружающую природу. Это качество издревле было присуще
индийским архитектурно-скульптурным ансамблям. Среди
городов, в которых сохранились образцы раннеисламской архитектуры, выделяется
Ахмадабад. Здесь было возведено множество прекрасных мечетей и медресе: например,
мечеть Джами-Масджид (первая треть XV в.), мечеть Рани Сепари (начало XVI в.) — жемчужина раннеисламской архитектуры,
мечеть Ахмад-шаха (начало XV в.). В этих сооружениях гармонично соединялись
художественные традиции двух разных культур — мусульманской и индийской. ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ Династия
Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил
власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории
правитель Акбар (1556— 1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый
организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель
искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и
художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского
искусства на мусульманское. Постепенно исчезли сдержанность и простота форм
сооружений, архитектура и её убранство стали более сложными. Образцом
этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (начало XVII в.), находящийся недалеко от Агры — столицы
Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окружённом оградой с большими
воротами. Главное здание имеет три этажа со стрельчатыми арками. Третий этаж
представляет собой открытую Фатхпур-Сикри.
XVII в. Индия. террасу без
покрытия, но по углам его находятся четыре небольших купола, каждый из которых
поддерживают четыре стройные колонны. Во внутреннем дворе, выложенном
мраморной мозаикой, возвышается ещё одна небольшая терраса — на ней стоит
саркофаг Акбара, выполненный из белого мрамора. Недалеко от
Сикандры по приказу Акбара был выстроен город Фатхпур-Сикри, который служил
правителю резиденцией. В нём находились здания самого различного назначения:
дворец, зал для аудиенций, тронный зал, павильоны и, наконец, соборная мечеть
с тремя куполами, в огромном дворе которой располагались два мавзолея. Белый
и цветной мрамор, как и в гробнице Акбара, использовался при оформлении этой
уникальной резиденции. При
Шах-Джахане (1627—1658), одном из преемников Акбара, архитекторы вновь
обратились к формам исламской архитектуры, что привело к возникновению
своеобразного государственного стиля Моголов, характерным примером которого
может служить мечеть Джами-Мазджид в Дели. |