|
Выдающийся
памятник архитектуры Индии — мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина XVII в.). Он был выстроен Шах-Джаханом в память
о любимой жене Мумтаз-Махал. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею
ведут дороги и канал. *Бабур
Захиреддин Мухаммед — основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура.
В 1526— 1527 гг. завоевал большую часть Северной Индии. 601 Тадж-Махал.
Середина XVII в. Агра. Индия. Сооружение
вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание
прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом. По углам
платформы располагаются четыре высокие стройные башни, напоминающие минареты.
Фантастический архитектурный образ Тадж-Махала ставит его в один ряд Кормление
слона. Книжная миниатюра. Могольская школа. Около Миниатюра.
Школа Пахари. Конец XVIII в. Национальный
музей, Дели. Индия. 602 с лучшими
памятниками средневековой Индии. В эпоху
Великих Моголов высшего расцвета достигла индийская миниатюра. Она
представлена тремя основными художественными школами: придворной могольской,
Раджастхана и Пахари. Стиль миниатюр могольской школы во многом определялся
особенностями жизни при дворе Акбара. Здесь собирались художники из разных
городов и стран, в том числе и европейских. Создавались иллюстрации к
индийскому эпосу «Махабхарата» и «Рамаяна», древнеиндийскому сборнику сказок
«Панчатантра». Важное место в придворной живописи занимали портреты
исторических личностей. Отдельную группу составляли иллюстрации к
биографическим и историческим хроникам того времени: «Бабур-наме», «Акбар-наме»,
«Шах-Джахан-наме». Стиль большинства придворных миниатюр напоминал персидские
образцы. Художник наносил рисунок легко, чётко, стараясь не упустить ни одной,
пусть самой мелкой, но «драгоценной» детали. При этом каждый элемент картины,
обведённый тонким чётким контуром, имел своё цветовое решение. Это придавало
миниатюре особую утончённость. В двух
других школах индийской живописи, в Раджастхане и возникшей несколько позже
Пахари, основную роль играли сюжеты из легенд о Кришне. Художники традиционных
индийских школ живописи иллюстрировали поэмы «Гитаговинду» и «Бхагаватпурапу»
— классические тексты культа Кришны. Целую серию картин представляли
иллюстрации к месяцам года, связанные с определённым настроением человека, той
или иной музыкой. Подобные миниатюры вновь говорили о нерасторжимой связи
всего живого, о единстве природы и человека — о том главном, что всегда
утверждало индийское искусство. Период
исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного
творчества, в которых соединились две
традиции — мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на
одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры.
Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII в. оно было прервано вторжением
западноевропейской цивилизации. |