|
Император
Акбар наблюдает за ловлей дикого слона. Миниатюра из книги «Акбар-наме».
Могольская школа. *Кришна—одно
из воплощений бога Вишну. Его часто представляют в образе юного пастуха,
играющего на флейте. 603 ИСКУССТВО ШРИ-ЛАНКИ Индия
оказала огромное влияние на развитие своего островного соседа — Шри-Ланки
(Цейлона). В V— II вв. до н. э. выходцы из Индии — племена сингалов и тамилов — создали на
острове первые государства. Со времени посольства, отправленного на остров
индийским царём Ашокой (III в. до н. э.), здесь начал распространяться
буддизм, который и по сей день остаётся основной религией Шри-Ланки. Традиционно
искусство Шри-Ланки делят на несколько периодов в соответствии с названиями
столиц острова: 1) период Анурадхапуры (III в. до н. э. — X в. н. э.); 2) период Полоннарувы (XI—XIV вв.); 3) период Канди (XIV—XIX вв.). Древнейшими
памятниками искусства на территории острова являются огромные буддийские ступы
— да'гобы. В отличие от индийской ступы
дагоба не имеет ограды с воротами, с четырёх сторон к ней пристроены
вахалькады — небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные
«ложные двери» — проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая
вахалькада украшена стелой с рельефами. Расположение вахалькад связано и с
жизнью Будды: восточная символизирует его рождение, южная — просветление,
западная — распространение буддизма, северная — нирвану. Как и в Индии,
растительные орнаменты и изображения священных животных были непременным
скульптурным дополнением ступы-дагобы. В III в. до н. э. возводились гигантские
сферические или колоколообразные дагобы из кирпича, как, например, Тхупарама,
Махатхупа, Абхаягири. Кроме
дагоб на острове возник и другой тип ступы — сравнительно небольшой,
установленной на платформе, к которой с
четырёх сторон
ведут лестницы. Характерная деталь оформления подобных ступ — так называемый
Лунный Камень, находящийся перед лестницей. Лунный Камень представляет собой
полукруг, украшенный полосами рельефов, которые располагаются вокруг листа
лотоса. Такая ступа, получившая название четия-гхара, была объектом поклонения
как напоминание о нирване Будды. В ней паломники и монахи находили также
защиту от непогоды. Примером подобной постройки может служить четия-гхара в
Медиригири недалеко от Полоннарувы (VII в.). Бодхи-гхара
и асана-гхара представляют собой ещё два типа буддийской архитектуры
Шри-Ланки. Бодхи-гхара — сооружение, возведённое вокруг дерева Бо, символа
просветления Учителя. В асана-гхаре почитался пустой трон — символ первой
проповеди Будды. Эти буддийские символы играли очень важную роль в искусстве
Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре. В конце
периода Анурадхапуры возник новый тип сооружений — так называемый Дом Статуи,
который предназначался для скульптурных изображений Будды. Дома Статуи
нельзя считать храмами—скорее это места, где верующие не молились, а размышляли
о буддийском учении. В
Анурадхапуре и Полоннаруве сохранились остатки светских построек — в основном
дворцов правителей острова. Скульптура
Шри-Ланки, так же как и архитектура, развивалась под воздействием буддизма.
Сидящий, стоящий и лежащий Будда — основные мотивы скульптуры Шри-Ланки. Среди
подобных изображений—статуя лежащего Будды из Полоннарувы (XII в.), находящаяся перед входом в вихару
(общежитие буддийских монахов). Это изваяние огромных размеров (более пятнадцати
метров в длину), рядом с которым находится статуя стоящего ученика Будды —
Ананды. Влияние
индийского искусства прослеживается в самом грандиозном ансамбле острова. Это
царская резиденция Сигирия (или Сихагири, что значит Львиная Скала). Один из
царей Шри-Ланки превратил скалу в величественное сооружение — огромный сидящий
лев упирался мощными передними лапами в равнину. Образ льва использовали в
комплексе не случайно. Лев в искусстве Индии и Юго-Восточной Азии
символизировал царскую власть, а в буддизме — самого Будду. В Сигирии
сохранился торжественный вход, ведущий к скальным террасам дворца, на которых
когда-то были разбиты небольшие сады. Теперь там находятся остатки царского
дворца. Сигирия
широко известна своей живописью. Поверхность скалы украшена великолепными
росписями — фигурами небесных танцовщиц. Позы танцовщиц легки и свободны,
движения рук, наклоны тела и головы грациозны и естественны. Яркий
растительный орнамент придаёт изображениям ещё большую воздушность и нарядность.
Комплекс Сигирия, как и многие образцы архитектуры и скульптуры Шри-Ланки,
представляет собой уникальный, своеобразный и самобытный ансамбль, оказавший
влияние на искусство Юго-Восточной Азии. Статуи Будды и Ананды. XII в. Полоннарува. Шри-Ланка. 604 Росписи
Сигирии. VI в. Шри-Ланка. 605 |