|
Древнейшая
индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. Самые значительные
находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро —
древних городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал А. Каннингем, осматривая руины возле деревни
Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами. Планомерные раскопки здесь
начались только в 20-е гг. XX столетия. Культура вновь открытой цивилизации была
названа хараппской или культурой Мохенджо-Даро. Хараппские
поселения располагались на огромной территории: на востоке она простиралась до
Дели, а на юге — до берегов Аравийского моря. Полагают, что Хараппская
цивилизация существовала с середины III до первой половины II тысячелетия до н. э. О высоком
уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов,
наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока
не расшифрованы, хотя на сегодняшний день найдено множество печатей с
надписями. Города
строились по чёткому плану: улицы пересекались под прямым углом. Почти все
крупные города состояли из двух частей: «нижнего» и «верхнего» города.
«Верхний город» представлял собой крепость на холме; в пей, вероятно, жили
представители городских властей и жрецы. Здесь находились различные
общественные сооружения. Таковы, например, большие зернохранилища в
Мохенджо-Даро и Хараппе. Знаменитые купальни Мохенджо-Даро — одна из загадок
древнеиндийской цивилизации. Обеспечивали они бытовой комфорт населения или
служили бассейнами для ритуальных омовений — выяснить пока не удалось. В
«верхнем городе», однако, не обнаружили дворцов или храмов. Эта особенность
существенно отличает хараппскую культуру от цивилизаций Древнего Египта и
Передней Азии. В «нижнем
городе» проживала основная часть населения. Дома возводились из обожжённого кирпича
и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух- и
трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каждой улице, представляли
собой одну из самых древних в мире систем городской канализации. Изобразительное
искусство известно по находкам археологов — печатям-амулетам, статуэткам из меди, камня и обожжённой глины. В
Мохеиджо-Даро была обнаружена бронзовая статуэтка обнажённой
девушки-танцовщицы. Непринуждённо подбоченясь правой рукой, она как будто
выжидает момент, чтобы начать танцевать. Левой рукой в браслетах она держит
светильник, что может указывать на исполнение ею ритуального танца.
По-видимому, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь
популярный в индийской скульптуре. Мохенджо-Даро. Раскопки. III—II
тысячелетия до
н. э. Индия. 588 Статуэтка
танцовщицы из
Мохенджо-Даро. III—II
тысячелетия до
н. э. Национальный
музей, Дели. Индия. Мужской
бюст из
Мохенджо-Даро. III—II
тысячелетия до
н. э. Национальный
музей, Дели. Индия. Одна из
самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо-Даро, — погрудное изображение бородатого
мужчины с крупными чертами лица, переданными схематически. Выделяются лишь
длинные полузакрытые глаза, зрачки которых сведены к переносице, что, вероятно,
означает самосозерцание. Он одет в перекинутую через левое плечо мантию с
орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Исследователи считают,
что бюст изображает жреца или древнее божество. |