|
Особую
группу находок составляют печати. Они обнаружены почти во всех крупных
городах долины Инда, сейчас их насчитывается более двух тысяч. Они
представляют собой круглые, квадратные или цилиндрические пластины из меди,
слоновой кости, глины с углублённым изображением; такие печати дают рельефные
оттиски. На оборотной стороне каждой из них имеется небольшой выступ с дырочкой
для шнурка. Обычно на печатях вырезались изображения божества или священного
животного и надпись. Животные — бык, единорог, горный козёл, слон, тигр, кобра,
рыба, крокодил — могли символизировать то или иное божество, обозначать
природную стихию или сезоны года. О религии
древних хараппцев известно очень мало. Нет точных данных и о причинах заката
Хараппской цивилизации. Во II тысячелетии до н. э. в долинах Инда и Ганги
начали расселяться индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с
северо-запада — через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор. Сведения о
культуре ариев дошли до нас благодаря ведам — священным текстам, составленным
на древнеиндийском языке — санскрите. Основной текст, Ригведа (XI—X вв. до н. э.), является собранием гимнов
арийским богам. Ригведа стала бесценным источником сведений о религии и мифологии
арийских племён. Главными их божествами были Сурья — бог солнца, Индра —
повелитель грозы и грома, Агни — бог огня, Сома — бог опьяняющего
божественного напитка. Печати
из Мохенджо-Даро. III—II тысячелетия до
н. э. Национальный
музей, Дели. Индия. 589 Арии жили
большей частью в деревнях, дома строили из кирпича, глины, бамбука, камыша,
дерева. На месте арийских поселений часто обнаруживают культовую утварь,
которая использовалась в ведийских обрядах: ложки, горшки, черпаки для масла.
Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, а жертвоприношения — на
временных алтарях, каменных или деревянных. Период от
первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X—IV вв. до н. э.) не оставил памятников
материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии —
«Махабхарата» и «Рамаяна», — который упоминает немало древних династий и
названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из
«Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в
архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ В В
строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления
царя Ашоки (268—232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением
буддизма в качестве государственной религии. Власти стремились увековечить
основы буддизма в монументальном искусстве, которое принято называть
«искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены
указы правителя. Такую колонну нельзя назвать архитектурным сооружением в
полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчества и скульптуры. |