Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ещё один вид буддийской архи­тектуры — пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи — оваль­ное святилище и прямоугольный зал — была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня — вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике  человека  не  встречались.

Рельеф колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э.

Индия.

Львиная капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III в. до н. э.

Археологический музей, Сарнатх. Индия.

Ступа. Ill-I вв. до н. э.

Индия.

591

 

 

 

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Расцвет искусства Индии, возникно­вение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), разви­тие основных тенденций архитекту­ры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правле­ния Кушанской династии (I в. до н. э. — III в. н. э.). Кушанские пра­вители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.

В I в. до н. э. в культовой архитек­туре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридо­рам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульп­турными капителями. В этом архи­тектурном пространстве, оживлён-

Чайтья в Карли. Интерьер. I в. до н. э. Индия.

Дарители. Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. Индия.

*Чайтья    буддийское культовое сооружение, храм-молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно стоящее здание.

592

 

 

 

ном скульптурой, создаётся не­обычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, симво­ликой которого является ступа, помещённая в храме.

Скульптурные рельефы с муж­скими и женскими фигурами, рас­положенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены да­рители, на средства которых был построен храм. В трактовке муж­ских фигур сочетаются мужествен­ность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плав­ность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изо­бражению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция ока­зала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала во­площением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает всё живое на земле.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz