|
Ещё один
вид буддийской архитектуры — пещерные храмы. Пещера Ломас Риши в Бодх-Гаи —
овальное святилище и прямоугольный зал — была высечена при Ашоке (около Монументальная
скульптура из камня — вид искусства, который получил при Маурьях широкое распространение.
В скульптуре раннего буддизма изображения Будды в облике человека
не встречались. Рельеф
колонны ступы в Бхархуте. III в. до н. э. Индия. Львиная
капитель стамбхи в Сарнатхе. Середина III
в. до н. э. Археологический
музей, Сарнатх. Индия. Ступа.
Ill-—I
вв. до н. э. Индия. 591 Будда и его
учение представали в образах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг
просветления), трона Будды и Колеса Закона, изображения ступы или отпечатка
стопы великого проповедника. Эти изображения символизировали различные этапы
жизненного пути Учителя: рождение, распространение учения, достижение нирваны.
Стиль этих изображений обобщённо-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу
по дереву или слоновой кости. При Маурьях
создавались статуи, и сегодня поражающие монументальностью образа,
законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа
(около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках
опахало. У неё пышные, тяжёлые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот,
большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные
формы якшини удивительно сочетаются с мельчайшими деталями её одежд и
украшений. КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Расцвет
искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего образа
Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при
Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н. э. — III в. н. э.). Кушанские правители создали
огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных
Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии
появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в
Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные
маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное
окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три
входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный
коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом
архитектурном пространстве, оживлён- Чайтья
в Карли. Интерьер. I в. до н. э. Индия. Дарители.
Рельеф чайтьи в Карли. I в. до н. э. Индия. *Чайтья буддийское культовое сооружение,
храм-молельня, вырубленный в скале; иногда отдельно стоящее здание. 592 ном
скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени, преображающий
интерьер, символикой которого является ступа, помещённая в храме. Скульптурные
рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают
наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на
средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются
мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но
пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин
уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не
исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только
женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и
жизненной силы человека. Пары, изображённые на фасаде чайтьи, олицетворяют и
два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение
рождает всё живое на земле. |