|
*Эллинистическое
искусство (последняя четверть IV—I вв. до и. э.) было
распространено на территориях, завоёванных Александром Македонским. В искусстве
сочетались традиции греческой и местных культур. 594 «поучения».
В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда
определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение
рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки,
полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм. Другим
центром развития скульптуры была Ма'тхура. Здесь был создан образ Будды,
получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей.
Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя)
или якши. Округлые лица изображений озарены лёгкой улыбкой, а позы очень динамичны. На стеле из
Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на троне, который поддерживают три льва.
Его поза энергична, тело имеет плавные, женственные очертания. Жест Будды —
согнутая в локте и поднятая правая рука — означает одобрение. Накинутый на
левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением.
Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную
улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и
предусматривает его жест одобрения. За головой божества находится нимб, за
спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы
или якши. В Амаравати
образ Будды впервые появился в скульптурном рельефе на хорошо сохранившихся
облицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидящим в позе
«лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на
этих рельефах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в
скульптуре, принадлежащей другим школам. Самобытное
искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь, положило начало художественным
традициям следующего периода — искусства империи Гуптов (IV—VI вв.). ИМПЕРИЯ ГУПТОВ Долгое
время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правление Гуптов ( Литературные
источники свидетельствуют о широком размахе строительства в тот период: возводились
многочисленные буддийские и индуистские храмы, дворцы. Например, храм Дурги
в Айхоле Стела
Будды из Катры. Начало II в. Археологический
музей, Муттра. Индия. *Мудры —
выражение символов, понятий, а также ступеней духовного совершенства через
положение и жесты пальцев и рук. **Урна'
(точка между бровями) у Будды — знак совершенства и избранности; ушни'ша
(полукруглый выступ на голове) — символ высшей меры знаний и мудрости. |