Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

*Эллинистическое искусство (последняя четверть IV—I вв. до и. э.) было распространено на территориях, завоёванных Александром Македонским. В искусстве сочетались традиции греческой и местных культур.

594

 

 

 

«поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает те­ло Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.

Другим центром развития скульп­туры была Ма'тхура. Здесь был со­здан образ Будды, получивший чис­то индийскую трактовку, а также образы других буддийских персона­жей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озаре­ны лёгкой улыбкой, а позы очень ди­намичны.

На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на тро­не, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело име­ет плавные, женственные очер­тания. Жест Будды — согнутая в локте и поднятая правая рука — оз­начает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную улыб­ку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобре­ния. За головой божества находит­ся нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.

В Амаравати образ Будды впер­вые появился в скульптурном рель­ефе на хорошо сохранившихся об­лицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидя­щим в позе «лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих релье­фах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре, принадлежащей другим школам.

Самобытное искусство различ­ных регионов Древней Индии, раз­виваясь, положило начало худо­жественным традициям следующего периода — искусства империи Гуптов (IV—VI вв.).

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правление Гуптов (320 г. — VI в.) переживали расцвет наука, философия, литера­тура. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания. Индия славилась буддий­скими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте. Правители ди­настии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были привер­женцами индуизма: поклонялись Кришне, воительнице Дурге (супру­ге Шивы), самому Великому Шиве, Сурье — божеству солнца.

Литературные источники свиде­тельствуют о широком размахе строительства в тот период: возво­дились многочисленные буддий­ские и индуистские храмы, дворцы. Например,  храм Дурги  в Айхоле

Стела Будды из Катры. Начало II в.

Археологический музей, Муттра. Индия.

*Мудры — выражение символов, понятий, а также ступеней духовного совер­шенства через положение и жесты пальцев и рук.

**Урна' (точка между бровя­ми) у Будды — знак совер­шенства и избранности; ушни'ша (полукруглый выступ на голове) — символ высшей меры знаний и мудрости.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz