|
***Стела —
вертикально стоящая каменная плита С надписью или рельефом. ****Гупты —
династия правителей древнеиндийского государства Магадан на севере Индии. К
концу IV а они объединили под своей властью большую часть Северной Индии. Индуизм —
основная религия Индии, распространённая и в других странах Азии. Одно из её
положений — учение о перевоплощении душ, обусловленное предыдущими
поступками, добродетельными или дурными. Верховные божества индуизма — Крахма
(Творец мира), Вишну (Бог-охранитель) и Шива (Бог-разрушитель). 595 Пещерные
храмы в Аджанте. IV
—VII вв. (VI в.) и храм Вишну (V—VI вв.) в Деогахе. В эпоху
Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образцом великолепного единства
архитектуры, скульптуры
и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV— VII вв.). Среди сооружений выделяются чайтьи и виха'ры — общежития буддийских монахов. Скальные
ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Этот вид
изобразительного искусства известен в Индии с начала I тысячелетия до н. э. Однако поскольку под
действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы
Аджанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому
можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относится к IV—VII вв., поэтому росписи, выполненные в эпоху Гуптов,
входят в неё только как составная часть. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати
пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны. Росписи
пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка
на передачу Росписи
храмов в Аджанте. IV—VII
вв. Индия. 596 перспективы,
объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего
живописного ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и
контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как
будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное
гармонично соединились в этом храме. Влияние
комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные
особенности этого памятника нашли отражение и в скульптуре Гуптской эпохи.
Гуптский Будда — образ идеальный, воплощающий идею достижения нирваны. Именно
таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне,
богато украшенном скульптурными изображениями и орнаментом. Его фигура лишена
всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки
сложены в жесте поучения. В гуптской
художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет,
надолго уступив место изображению богов индуизма. ИНДИЯ VI—X ВЕКОВ В VI столетии, после заката династии Гуптов,
страна вновь распалась на небольшие государства, правители которых в политике
опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой
религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным
индуистским богам — Шиве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти. |