|
В VII в, на юге Индии в портовом городе
Махабалипураме был возведён огромный храмовый ансамбль. Этот священный
комплекс воздвигли на природной площадке, расположенной между горами и
океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии: воду и
землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ,
вырубленных из цельной скалы, знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко
известный наскальный рельеф «Нисхождение Гаити на землю». В
архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим
героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие
храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами
священных животных — слонов, львов и
быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают
архитектурные формы с прибрежным ландшафтом. В храмовом
комплексе Махабалипурама скульптура не только украшает архитектуру, но и
служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину)
на- скальный
рельеф «Нисхождение реки Ганга на землю». Главная тема рельефа — легенда о
том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на
землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей. Перед
скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались
религиозные Прибрежный
храм Шивы в Махабалипураме. Около *Тримурти
(тройственный образ) триединство
основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шипы. Брахма — Творец мира, Вишну —
Бог-охранитель, Шива — Бог-разрушитель. **Ратха —
повозка, до сих пор используемая в Южной Индии во время храмовых праздников. На
ней перевозят изображение божества. Ратхой стали называть и небольшой
монолитный (вырубленный из скалы) храм. предназначенный для хранения статуи
божества и поклонения ей. Небольшой храм-ратха символизировал колесницу бога. ***Ганга —
в мифологии Древней Индии священная небесная река, образ которой связан с
женским началом. 597 театрализованные
представления. В таких случаях рельеф был своеобразным фоном и заменял
театральные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого
единым источником — священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса
в Махабалипураме. Крупнейшими
храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной
и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным
примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья
Махадева в Кхаджурахо (X—XI вв.). Отдельные части здания — святилище, зал для молящихся, вестибюль,
вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих
частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища — самая
высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы
Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой
скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших в средневековом
искусстве. Лёгкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый
сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в
Кхаджурахо представляет собой ещё один великолепный образец художественной
культуры, в котором воплощён принцип единства. Эту особенность индийского
искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела
один неизменный идеал — слияние со Вселенной». |