Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две  природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

скальный рельеф «Нисхождение ре­ки Ганга на землю». Главная тема рельефа — легенда о том, как свя­щенная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.

Перед скальным рельефом уст­роена площадка, на которой в древ­ности разыгрывались религиозные

Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме. Около 700 г.

*Тримурти (тройственный образ)     триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шипы. Брахма — Творец мира, Вишну — Бог-охранитель, Шива Бог-разрушитель.

**Ратха — повозка, до сих пор используемая в Южной Индии во время храмовых праздников. На ней перево­зят изображение божества. Ратхой стали называть и не­большой монолитный (вы­рубленный из скалы) храм. предназначенный для хране­ния статуи божества и по­клонения ей. Небольшой храм-ратха символизировал колесницу бога.

***Ганга — в мифологии Древней Индии священная небесная река, образ которой связан с женским началом.

597

 

 

 

театрализованные представления. В таких случаях рельеф был своеоб­разным фоном и заменял театраль­ные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, пита­емого единым источником — свя­щенной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме.

Крупнейшими храмовыми цент­рами раннего и зрелого Средне­вековья, расположенными в Цент­ральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо.

Характерным примером храмо­вой архитектуры этого периода мо­жет служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (XXI вв.). Отдельные части здания — святили­ще, зал для молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каж­дая из этих частей завершена обособ­ленной башенной надстройкой. Баш­ня святилища — самая высокая, остальные башни ступенчато пони­жаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены релье­фами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и жен­щин — одни из лучших в средневе­ковом искусстве. Лёгкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм все­го скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой ещё один вели­колепный образец художественной культуры, в котором воплощён прин­цип единства. Эту особенность ин­дийского искусства так охарактери­зовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz