Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Принадлежности для работы средневекового китайского художника.

площением светлого мужского на­чала (ян), а вода — тёмного женско­го начала (инь).

Наиболее известными танскими пейзажистами были Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (670—730) и Ван Вэй (699—759). Повествователь­ные пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао, яркие и насыщенные по цвету, выполнены в манере гунби («тщательная кисть») — тонкой кистью с тщательной прорисовкой деталей. Синие и зелёные хребты гор обведе­ны золотой каймой, благодаря кото­рой картина становится похожей на драгоценность. Белые облака, пе­ререзающие вершины гор, создают эффект воздушного пространства. Совсем иное впечатление произво­дят пейзажи Ван Вэя, написанные

631

 

 

 

Чжао Чжи. Гибискус и фазан. Период Сун.

Хуан Июань. Птицы, снег и бамбук. X в.

Ван Вэй. Горы под снегом. VIII в. Музей Гугун, Пекин.

чёрной тушью с мягкими размыва­ми в манере сеи («живопись идеи»). В его картине «Просвет после снего­пада» только два цвета — чёрный и белый. Однако художник открывает в них множество разнообразных оттенков. Горные дали, словно рас­творяющиеся в дымках тумана, за­стывшие воды реки, чёрные деревья подчёркивают умиротворяющую ти­шину заснеженных равнин. Не слу­чайно в своём трактате «Тайны жи­вописи» Ван Вэй так точно описал различные состояния природы: «Картина летом: древние деревья кроют небо, зелёная вода без волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь у ближних вод — огромный тихий дом. Осенний вид: подобно небо цвету вод, уединённый лес гус-

632

 

 

 

тым-тустеет. В воде осенней — лебе­ди и гуси; и птицы — в камышах на отмелях песчаных... Зимой смотри: земля взята под снег. Вот дровосек идёт с вязанкой на спине. Рыбачий чёлн пристал у берегов... Вода мел­ка, ровнёхонек песок».

Манера Ван Вэя, которая строит­ся на обобщении форм, недосказан­ности и поэтическом проникнове­нии в тайны природы, оказалась наиболее созвучной сунским живо­писцам. Пейзажи XXI вв. в боль­шинстве своём грандиозны и суро­вы. Мир природы, показанный в необъятном, космическом масштабе, предстаёт на свитках, выполненных чёрной тушью, как вечное взаимо­действие полярных сил. Гигантские горы с крошечными деревьями на вершинах кажутся воплощением ак­тивных начал Вселенной    ян.

Тихие озёра и речные заводи вопло­щают мягкость и пассивность сил инь. Сунский живописец располага­ет пейзаж на длинном свитке так, словно смотрит на него сам с вы­соты птичьего полёта. Маленькие фигурки путников, бредущих по горным тропинкам, ещё более уси­ливают ощущение бескрайности просторов. Дымка тумана, озеро по­среди гор помогают художнику от­делить всегда чёткий и крупный пе­редний план от дальнего, который написан легко и воздушно. Незатей­ливый светлый фон воспринимает­ся глазом как пространство воды или воздуха, пробуждает фантазию зрителя, который сам домысливает детали произведения.

После того как в 1127 г. север страны был захвачен чжурчжэнями и императорский двор переместился

Фан Хуань. Путники среди гор и потоков. Конец X— начало XI в. Дворцовый музей, Тайвань.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz