Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Ли Ди. Пейзаж С буйволами. XII в. Дворцовый музей, Тайвань.

633

 

 

ФАРФОР

Огромную роль в искусстве средне­векового Китая играли декоратив­ные ремёсла, тесно связанные с ар­хитектурой и живописью. В период Тан (618—907 гг.) получили широ­кое распространение изделия из фарфора. Первые в мире фарфоро­вые изделия появились в Китае бла­годаря богатым залежам фарфоро­вого камня (соединение полевого шпата и кварца) и местной белой глины — каолина.

Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства. Долгое время за пределами Китая не знали, как производится фарфор. Это было секретом и гордостью Танской им­перии. Знаменитые поэты посвяща­ли фарфору стихи. В VIIXI вв. са­мыми знаменитыми были печи Синчжоу (провинция Хэбэй), постав­лявшие белоснежные гладкие сосу­ды округлой формы к императорско­му двору. Наряду с фарфором высоко ценилась и трёхцветная ке­рамика сань-цай («три цвета»), по­крытая глазурью зелёных, коричне­вых и золотисто-жёлтых оттенков. Керамика XIXII вв. более изы­сканна и многообразна. Как и в жи­вописи Сунского времени (970— 1279 гг.), яркость красок в ней сменилась изящной простотой, мяг­костью цветовых переходов. Сосуды отличались гармоничными пропор­циями и нежными серо-зелёными и серо-голубыми оттенками. Сунские керамисты были вдохновенными ху­дожниками. В скромных чашах, ва­зах и кубках переливчатых серо-зе­лёных тонов, в затёках краски и трещинах, случайно возникших при

обжиге, они умели уловить жизнь са­мой природы, придать случайным де­фектам художественный смысл.

В период позднего Средневе­ковья на первое место среди всех декоративно-прикладных изделий выдвинулся фарфор, технология которого достигла невиданного ра­нее совершенства. Мастера фарфо­ровых изделий ставили перед собой иные задачи, чем сунские. Фарфо­ровая продукция стала многоцвет­ной. Особенно знаменит трёхцвет­ный фарфор доу-цай («борьба цветов»), который расписывали жёлтой, зелёной и красной эмале­выми красками. Белоснежная по­верхность изделий была фоном, который разрисовывали раститель­ными узорами, жанровыми сцена­ми, пейзажами, цветами и птицами.

В XVIII столетии фарфор стали вывозить во многие страны мира. Отличающиеся звонкостью, не­обыкновенной белизной и тон­костью, фарфоровые изделия Китая были необычайно притягательны для жителей европейских стран.

Керамика периода Сун.

Керамика периода Мин.

634

 

 

на юг в Ханчжоу, вновь начала на­лаживаться художественная жизнь, была восстановлена Академия живо­писи. Однако настроение и стиль китайских пейзажей заметно изме­нились. Чувства, переданные через образы природы такими живопис­цами, как Ма Юань и Ся Гуй (XII — начало XIII в.), полны тонкого ли­ризма, овеяны воспоминаниями. В одноцветных пейзажах с фигурами одиноких рыбаков и отшельников-учёных, созерцающих дали, Ма Юань важное место отводил челове­ку, делая его проводником своих по­этических настроений. Ещё лирич­нее живописец конца XII в. Ли Ди, изображавший уютные, заснежен­ные пейзажи севера, осеннюю при­роду. Его картины поражают не только достоверностью, но и боль­шой человечностью.

Многие художники Сунского пе­риода писали картины и на бытовые темы в жанре «люди». Они изобра­жали на своих свитках, выполнен­ных в живописной манере «гунби», сцены шумной городской жизни, детские игры, уличных продавцов игрушек.

Периоды Тан и Сун — время рас­цвета всех жанров китайской сред­невековой живописи. Однако имен­но в пейзаже наиболее ярко и полно отразились особенности духовной культуры Китая.

Ни Цзан.

Хижина мудреца осенней порой. XIV в.

Дворцовый музей, Тайвань.

 

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz