Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА И ЛАОСА

Древнейшая культура на территории Северного Вьетнама получила название Донгшон. Основные археологические памятники донгшонской культуры отно­сятся к VII вв. до н. э. Особую груп­пу находок составляют большие брон­зовые барабаны. По-видимому, они использовались в магических обрядах, связанных с культом плодородия и культом мёртвых. Барабаны покрыты геометрическим орнаментом и сцена­ми с изображениями танцоров и лодок с людьми. Возможно, эти сцены симво­лизировали переход души человека в загробный мир. Донгшонская культура, в которой отразились религиозные представления древнейшего населения Юго-Восточной Азии, позже раствори­лась в местных культурах Индокитая.

Другой центр художественного творчества находился в Центральном Вьетнаме, где в течение почти полуто­ра тысяч лет существовало государст­во Тьямпа (IIXV вв.). Искусство этого региона испытало влияние индийской и китайской культур.

Древнейшие центры тьямского ис­кусства — Мисон и Донгзыонг. Огром­ных комплексов, подобных кхмерским, здесь не возводили. Для тьямского зод­чества было типичным башенное свя­тилище с залом — калан. В плане оно выглядело прямоугольником. Калан обильно украшали скульптурной резь­бой и статуями.

Скульптуру тьямов отличает отто­ченность деталей и мягкость изображе­ния. Такова, например, статуя бога Шивы из Донгзыонга (IX в.), олицетво­ряющая плодотворящие силы природы.

Искусство Лаоса до сих пор мало изучено. Одна из древних построек на крайнем юге Индокитая — кирпичная ступа-тхат Луанг (XVI в.). Лаосская ступа-тхат отличается остроконечной, силь­но расчленённой верхней частью, из-за чего образ традиционной буддийской ступы меняется до неузнаваемости. Ват, буддийский монастырь в Лаосе, также имеет своеобразные черты. В не­го включены павильоны с широкими

612

 

 

 

крышами, которые ступенями поднима­ются одна над другой. Для украшения таких построек характерны коньки крыш, вздымающиеся подобно язычкам пламени — тхи.

Основным материалом для лаос­ской скульптуры служило дерево. Ши­роко были распространены покрытые позолотой небольшие деревянные ста­туэтки Будды. Причёска и ушниша (вы­ступ на темени) Будды превращались здесь в высокую корону, вытянутые мочки ушей — в длинные серьги. По­верхность скульптуры, сплошь укра­шенная орнаментом, щедро покрыва­лась драгоценными камнями.

Буддийские скульптуры. Лаос.

613

 

 

 

Ьоробудур. VIIIIX вв Индонезия.

эти постройки получили название чанди. Храм состоит из цоколя (ос­нования), средней части — святили­ща, где находится изображение божества, и пирамидальной кровли, ступенчато сужающейся кверху. С одной или двух сторон чанди рас­положен вход-портал, чуть вы­ступающий вперёд. Небольшая, но торжественная лестница ведёт к центральному входу. Рельефы, укра­шающие храм, размещены в основ­ном на портале, который завершает кала — маска, напоминающая льви­ную голову.

Выдающимся памятником буд­дийской архитектуры является Боробудур — архитектурный комп­лекс, расположенный в Централь­ной Яве (VIII—IX вв.). Это один из са­мых больших и впечатляющих ансамблей мира. Храм, построенный на вершине холма, покоится на ог­ромной каменной платформе. Над ней, пирамидально сужаясь, подни­маются пять квадратных террас с


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz