Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Статуя Будды Амиды в Павильоне Феникса.

1053 г.

Монастырь Бёдоин близ Киото.

656

 

 

Ункэй и Кайкэй. Статуя божества-охранителя. Храм Тодайдзи. 1203 г.

Статуя Великого Буллы.

1252 г.

Камакура.

множеством ликов и рук подчёрки­вающее свою силу и могущество. Шедевром скульптуры IX в. считает­ся статуя богини Каннон из храма Кансидзи в Осаке.

Последней и завершающей эпо­хой расцвета японской скульптуры были XIIXIII вв. — время, когда к власти пришло самурайское сосло­вие с его идеалами силы и мощи, на­шедшими отражение в буддийской скульптуре. История сохранила име­на известных мастеров того време­ни. Это Ункэй и Кайкэй — авторы колоссальных восьмиметровых ста­туй божеств-охранителей, установ­ленных в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи.

Свойственный времени интерес к реальному человеку проявился наи­более полно в портретном жанре. В храмах секты Дзэн статую реально существовавшего человека — учителя, наставника — исполняли в натуральную величину, раскрашивали в естественные тона, нередко облача­ли в настоящие одежды из ткани. По­явились скульптурные портреты сёгуна Минамото Ёритомо и других военачальников, изображённых, как правило, в церемониальных одеждах и торжественных позах. Эти портре­ты передавали не столько индивиду­альные черты, сколько принадлеж­ность человека к определённому сословию и качества, имевшие обще­ственную ценность: мужество, реши­тельность, властность.

В последующие века в японской скульптуре не было создано ничего принципиально нового. Лишь в кон­це XVII столетия скромный странст­вующий проповедник Энку' создал из дерева необычные статуи буддий­ских божеств, ставшие достоянием общественности Японии лишь в

657

 

 

 

середине XX столетия. С тех пор произведения народного скульптора считаются национальным сокрови­щем страны и блистательным завер­шением многовековой истории средневековой японской скульптуры.

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА

Японская живопись очень разнооб­разна не только по содержанию, но и по формам: это настенные роспи­си, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполняв­шиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера.

О древней живописи можно су­дить лишь по упоминаниям в пись­менных документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан (794—1185 гг.). Это иллюст­рации знаменитой «Повести о прин­це Гэндзи» писательницы Мурасаки Сикибу. Иллюстрации были выпол­нены на нескольких горизонталь­ных свитках и дополнены текстом. Их приписывают кисти художника Фудзивара Такаёси (первая поло­вина XII в.).

Характерной особенностью куль­туры той эпохи, созданной доволь­но узким крутом аристократическо­го сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявле­ниях материальной и духовной жиз­ни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получив­шая впоследствии название ямато-э (в буквальном переводе «японская живопись»), передавала не дейст­вие, а состояние души.

Когда пришли к власти суровые и мужественные представители воен­ного сословия, наступил закат куль­туры Хэйанской эпохи. В живописи на свитках утвердилось повествова­тельное начало: это полные драма­тических эпизодов легенды о чуде­сах, жизнеописания проповедников буддийской веры, сцены сражений воинов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz