Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В XIV— XV вв. под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к природе начала разви­ваться пейзажная живопись (перво­начально под влиянием китайских образцов).

В течение полутора веков япон­ские художники осваивали китай­скую художественную систему (см. статью «Искусство Китая»), сделав одноцветную пейзажную живопись достоянием национального искус­ства. Её наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420—1506), больше известно­го под псевдонимом Сэ'ссю. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрёл собственный взгляд на мир и свой особый живо­писный почерк. В своих пейзажах Сэссю, пользуясь одними лишь тон­чайшими оттенками чёрной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и её бесчисленных состояний: насыщенную влагой ат­мосферу ранней весны, невидимый,

Сэссю. Пейзаж. 1495 г. Национальный музей, Токио.

658

 

 

 

НЭЦКЭ

Миниатюрная скульптура — нэ'цкэ полу­чила широкое распространение в XVIII — первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. По­явление её связано с тем, что националь­ный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые мел­кие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к по­ясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отвер­стие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы упо­треблялись и раньше, но с конца XVIII сто­летия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою под­пись на произведениях.

Нэцкэ — искусство городского сосло­вия, массовое и демократичное. По сю­жетам нэцкэ можно судить о духовных за­просах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной скульптуре. Они любили фигурки «семи богов счастья», среди ко­торых наиболее популярны были бог бо­гатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными сюжетами нэцкэ были сле­дующие: растрескавшийся баклажан со множеством семян внутри — пожелание большого мужского потомства, две уточ­ки — символ семейного счастья. Огром­ное число нэцкэ посвящено бытовым те­мам и повседневной жизни города. Это бродячие актёры и фокусники, уличные торговцы, женщины за разными занятия­ми, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с точки зре­ния японцев, одежде — широкополых шляпах, камзолах и брюках.

Отличаясь тематическим разнообра­зием, нэцкэ сохраняли свою изначальную функцию брелока, и это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей, округ­лённую, приятную на ощупь. С этим свя­зан и выбор материала: не очень тяжёло­го, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространёнными ма­териалами были разные породы дерева, слоновая кость, керамика, лак и металл.

Нэцкэ.

Чайная посуда. Начало XVII в.

659

 

 

но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz