Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

XVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средне­вековья, продолжавшегося три с по­ловиной столетия. В это время по­лучили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы пра­вителей страны и крупных феода­лов. Одним из основоположников нового направления в живописи был знаменитый мастер Кано Эйтоку, живший во второй половине XVI в. На одном из немногих сохра­нившихся его произведений — «Ки­парис» — изображён мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы. Золо­той фон подчёркивает яркость кра­сок, делает их более звучными.

Заслугой выдающихся художни­ков XVII—XVIII вв. Таварая Сотацу и Огата Корина стало то, что они со­единили технику традиционной жи­вописи на свитках с приёмами настенных росписей предшествую­щего столетия. Живопись этих мас­теров тяготела к литературным сю­жетам прошлых веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была зрелищной, что отвечало вкусам времени.

Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII — первой половине XIX в., стала ещё од­ним видом изобразительного искус­ства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э («картины повседневного мира»).

В создании гравюры помимо ху­дожника, который создавал рисунок и писал своё имя на готовом листе, участвовали резчик и печатник. Сна­чала гравюра была однотонной, и её раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Затем изобрели пе­чать в два цвета, а в 1765 г. художник Судзуки Харунобу (1725—1770) впервые применил многоцветную печать. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную до­ску продольного распила (из древе­сины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и выре­зал необходимое количество печат­ных досок в зависимости от цвето­вого решения гравюры. Иногда их было больше тридцати. После этого печатник, подбирая нужные оттен­ки, на особой бумаге делал оттиски. Его мастерство состояло в том, что-

Кано Эйтоку.

Журавль и сосна. Фрагмент. Около 1566 г.

660

 

 

 

Тёсюсяй Сяраку.

Гравюры из серии «Актёры театра Кабуки». 90-е гг. XVIII в.

бы добиться точного совпадения контуров каждого цвета, получае­мых с разных деревянных досок.

Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров японского клас­сического театра Кабу'ки в различ­ных ролях, и бытописательные, посвящённые изображению красавиц и сцен из их жизни. Самым знаме­нитым мастером театральной гра­вюры был Тосюсяй Сяраку, который крупным планом изображал лица актёров, подчёркивая особенности исполнявшейся ими роли, харак­терные черты человека, перевопло­тившегося в персонаж пьесы: гнев, страх, жестокость, коварство. Основной приём Тосюсяя Сяраку—гротеск, преувеличение — создавал впечатление внутренней напряжён­ности и экспрессии его героев.

В бытописательной гравюре в ка­честве основоположников прослави­лись такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро (1753— 1806). Утамаро был создателем женских образов, вопло­щавших национальный идеал красо­ты. В сериях его гравюр на темы из жизни женщин — «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви» и др. — как правило, нет повествования, дей­ствия. Его героини как будто засты­ли на мгновение и сейчас продолжат

661

 

 

 

Китагава Утамаро.

Гравюра из серии «Прекраснейшие женщины современности». 90-е гг. XVIII в.

Китагава Утамаро.

Меланхолическая любовь. 90-е гг. XVIII в.

своё плавное грациозное движение. Но эта пауза — наиболее вырази­тельный момент, когда наклон голо­вы, жест руки, силуэт фигуры пере­дают чувство, которым они живут. Самым известным мастером гра­вюры конца XVIII — первой полови­ны XIX в. был гениальный художник Кацусика Хокусай (1760—1849). Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жиз­ни, интерес ко всем её проявле­ниям — от незатейливой уличной сценки до величия природных сти­хий. Творчество Хокусая основыва­ется на многовековой живописной культуре Японии. Он изучал также картины старых китайских мастеров, был знаком с европейской гра­вюрой. Хокусай исполнил более тридцати тысяч рисунков и проил­люстрировал около пятисот книг. Будучи уже семидесятилетним ста­риком, Хокусай создал одно из са­мых значительных произведений — серию «Тридцать шесть видов Фудзи», позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи — нацио­нальный символ Японии — из раз­ных мест, Хокусай впервые раскры­вает образ родины и образ народа в их единстве. Новаторство Хокусая в самой сути его искусства, его глу­бинной  содержательности, связях

662

 

 

 

Кацусика Хокусай. Победный ветер. Ясный день. Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». 1823—1831 гг.

Кацусика Хокусай.

Волна. Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». 1823—1831 гг.

663

 

 

 

Андо Хиросигэ.

Станция Мисима. Утренний туман. Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо». 1833—1834 гг.

Андо Хиросигэ (1797—1858)—японский график, мастер цветной ксилографии, младший современник Хокусая. В своих пейзажах представ­лял природу лиричной и одухотво­рённой, используя европейские принципы перспективного изобра­жения пространства.

Андо Хиросигэ.

Станция Ёккаити. На реке Миягава. Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо». 1833—1834 гг.

664

 

 

Кацусика Хокусай.

Стихотворение Мотоёси Синно. Гравюра из серии «„Стихи ста поэтов" в пересказе няни». 1834 —1840 гг.

со своим временем. Художник уви­дел жизнь как единый процесс во всём многообразии её проявлений, начиная от простых чувств челове­ка, его повседневной деятельности и кончая окружающей природой с её

стихиями и красотой. Творчество Хокусая, вобравшее в себя многове­ковой опыт искусства своего наро­да, — последняя вершина в художе­ственной культуре средневековой Японии, её замечательный итог.

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz