Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Высокими художественными дос­тоинствами в периоды Мин и Цин отличались декоративно-приклад­ные изделия, выполненные в техни­ке перегородчатой эмали. Техника производства этих изделий была очень сложной и требовала от юве­лиров огромного мастерства. Наряду с перегородчатой эмалью особой славой в XVXVIII вв. пользовались и предметы из красного лака. Из не­го изготовляли мебель, коробки для сладостей, блюда и др. Виртуозной техники в конце XVIII в. достигла резьба по камню. Для стола учёного, писателя или каллиграфа из разнооб­разных пород камня вырезали заме­чательные по исполнению предметы письма, печати, стойки для кистей. Ткани и вышивки периодов Мин и Цин своей красочностью и техникой исполнения как бы копировали лаковые, фарфоровые и эмалевые изделия. Замечательные вышитые картины — кэсы' («резаный шёлк»)—воспроизводили пейзажи, мир цветов и растений. Бесконечное многообра­зие форм и техник прикладного искусства Китая XVXVIII вв. развило и дополнило лучшие качества сред­невекового китайского искусства.

Чжоу Да.

Два орла. Конец XVII — начало XVIII в.

Собрание Вонга, Нью-Йорк.

*Чжоу Да (XVII в.) —один из живописцев, продолжив­ших традиции чань-буддизма — созерцательной школы китайского буддизма, кото­рая проповедовала стремле­ние к уединённому образу жизни, интуитивному позна­нию истины и созерцание прекрасного как путь к по­стижению гармонии мира. После завоевания Китая маньчжурами Чжоу Да уда­лился в монастырь.

639

 

 

ИСКУССТВО ТИБЕТА

Искусство Тибета — страны в Цент­ральной Азии, расположенной на Тибетском нагорье, — тесно связа­но с буддизмом. Буддизм распро­странился в Тибете в VII столетии, но наибольшее влияние приобрёл с XV—XVI вв. Светским и духовным правителем страны стал далай-лама («океан премудрости»). В Тибете в то время были возведены многочис­ленные монастыри.

Тибетские монастыри — крупные архитектурные ансамбли — располо­жены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми терраса­ми от подножия к вершине. Их силуэ­ты кажутся естественным продол­жением горных хребтов. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов. Перед главным храмом находится мощёная площадь для религиозных представ­лений. Плоские крыши храмов вен­чают золочёные бронзовые символы буддизма жалцаны — высокие ци­линдрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буд­дийской веры).

Таков, например, монастырь Се­ра, выстроенный в 1419 г. у под­ножия огромной горы недалеко от Лхасы. Монастырские ансамбли до­полняют стоящие перед ними чорте'ны (местная разновидность ин­дийской ступы, модель Вселенной), хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, свя­занных с буддизмом. Одним из са­мых крупных считается чортен мо­настыря Гумбум (1533 г.) в Амдо' на северо-востоке Тибета.

Черты средневековой архитекту­ры Тибета наиболее ярко воплоти­лись в облике дворцового ансамбля Потала' в Лха'се — резиденции далай-ламы. Лхаса (Жилище Бога), осно­ванная в VII в., издавна была полити­ческим и культурным центром Тибета. Гигантский архитектурный комплекс, ставший символом Тибе­та, строили несколько столетий и за­вершили в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы, представ­ляет собой целый город, окружён­ный стеной. Расходясь зигзагами, лестницы вовлекают окружающую природу в грандиозный архитек­турный замысел. Главное здание комплекса — тринадцатиэтажный дворец Побра'н Марпо' (Красный Дворец) — увенчано пятью павиль­онами, сверкающими позолочен­ными крышами. Интерьер с парадны­ми залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам, галереями, покрытыми росписями, оформлен с поразительным великолепием.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz