Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В храмах и дворцах Тибета осо­бое место занимали произведения скульптуры и живописи, также нераз­рывно связанные с буддизмом. Изго­товляли статуи и иконы в монасты­рях, где находились мастерские художников-иконописцев, скульпто­ров, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники — ламы, передающие мастерам свои секреты и следящие за выполнением работы.

XVIIXVIII столетия — время расцвета тибетской скульптуры. Ста­туи буддистских божеств создавали из разных материалов: дерева, гли-

Дворец Питала. XVI—XVII вв. Лхаса.

640

 

 

 

Дворец Потала. XVI—XVII вв.

ны, камня, бронзы, быстро твердею­щих смол. Бронзовые статуи по­крывали позолотой, остальные рас­крашивали в яркие цвета. Для них шили специальные одеяния, внутрь статуй вкладывали туго скрученные рулоны бумаги с молитвами.

Писать ткону-та'нка считалось священнодействием: для этого выби­рали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Иконы выполняли по готовым тра­фаретам на длинных полотнищах холста, загрунтованных мелом и кле­ем и отполированных. Они отлича­лись яркими сочетаниями синих, зе­лёных, белых и красных цветов, обилием золота. Фигура главного божества — центр композиции — обрамлялась сценами, рассказываю­щими о его подвигах. Здесь изобра­жали и народ, слушающий пропове­ди, и нищих, просящих подаяние, и демонов, хватающих грешников. Вы­вешенные в храме тибетские иконы, сверкающие золотом и яркими тона­ми красок, создают торжественно-праздничную атмосферу, придают обрядам таинственность.

Изощрённая фантазия и изыс­канность отличают прикладное ис­кусство Тибета: ювелирные изделия

из золота, серебра, меди или желе­за; оружие, украшенное чеканкой и инкрустированное драгоценными камнями; сосуды, оплетённые тон­ким кружевом орнамента, а также курильницы и ритуальные храмовые предметы — всё отличает виртуоз­ная техника исполнения.

Икона-танка. Фрагмент.

641

 

 

 

Статуя черепахи. XIII в. Кара-Корум.

Каменные черепахи — то немногое, что сохранилось от некогда величественной столицы империи Чингисхана. Эти изваяния служили постаментами для каменных плит, на которых были выбиты указы ханов.

ИСКУССТВО МОНГОЛИИ

В конце X—XII вв. кочевые монголь­ские племена заселяли огромную территорию Центральной Азии. В начале ХIII в. монгольский правитель Чингисхан (1206—1227 гг.) завоевал страны Азии и Восточной Европы и основал огромную империю. В 1220 г. Чингисхан основал первую столицу империи Кара-Корум (Город Чёрных Скал) в долине реки Орхон. Кара-Корум вскоре превратился в крупный торговый, политический и культурный центр. Монгольские ханы стремились представить его центром не только Востока, по и Вселенной. Здесь было выстроено двенадцать храмов: девять буддий­ских, один христианский, а также две мусульманские мечети. Обнесённый глинобитной стеной город имел, подобно китайским столицам, регулярную планировку, фасады его зда­ний выходили на юг, а ворота были ориентированы по сторонам света. Главным ансамблем города был хан­ский дворец (1235 г.). Венчала дво­рец многоцветная черепичная крыша, которая ослепительно сверкала на солнце. Стены внутри дворца бы­ли украшены росписями, выполнен­ными китайскими мастерами. Под полом была проложена отопитель­ная система.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz