Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Перед дворцом на парадной пло­щади возвышалось серебряное дере­во, увитое золочёными змеями и увенчанное ангелами. Когда при­бывали почётные гости, ангелы тру­били в трубы. У корней дерева рас­полагались четыре серебряных льва. Из пасти змей лилось вино, а из пас­ти львов — кумыс.

В ХШ в. были возведены и другие дворцы. Однако просуществовали они недолго. В XIV—XV вв. страна была охвачена междоусобными вой­нами; крупных сооружений в тот пе­риод не строили. Столица стала ко­чевой, а дворцами ханам, как и прежде, служили шатры, легко раз­бираемые и приспособленные к рез­ким ветрам и частым переездам.

Монументальное зодчество воз­родилось в Монголии в конце XVI в., когда в стране распространился буд­дизм и вновь стали строить много­численные храмы. Первым круп­ным монастырём стал Эрдэни'-Дзу, выстроенный по образцу 'тибетских храмов в 1585 г. близ Кара-Корума. Он состоял из трёх храмов, возведённых на высоких беломрамор­ных платформах и перекрытых мас­сивными черепичными крышами с загнутыми кверху краями. Другой монастырь — Их-Хурэ (XVII в.)—стал основой города Урги, а затем превратился в столицу современной Монголии Улан-Батор.

В средневековой Монголии вмес­те с внедрением буддизма неотъ­емлемой частью храмового ин­терьера стала скульптура. Статуи милосердных и карающих буддий­ских божеств, духов и демонов вы­полняли из разных материалов: де­рева, бронзы, глины, бумажной массы, затем их золотили или рас-

Дзанабадзар. Статуя буддийского божества Ваджрадхары. XVII в. Музей изобразительных

искусств, Улан-Батор.

642

 

 

Статуя великого

буддийского святого

Падмасамбхавы.

Позолоченная бронза.

XVII в.

Монастырь Эрдэни-Дзу.

Дзанабадзар.

Статуя Будды Вайрочаны. XVII в.

 

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

Войлочная юрта — веками усовершен­ствованное и продуманное до мельчай­ших деталей жилище монголов. Основу её разборного каркаса составляют складные раздвижные решётки стен. Верёвками из конского волоса к ним прикрепляют жерди, которые заверша­ются наверху массивным обручем. Сверху каркас покрывают белым войло­ком. Белизна войлочного покрова юрты считалась священной: её подчёркивали красные, синие и зелёные цвета узоров, придававшие жилищу удивительную праздничность. Вход, состоящий из на­ружной войлочной занавески и внутрен­ней деревянной двери, окрашивают в красный цвет и украшают орнаментом, символизирующим счастье и долголе­тие. Юрта могла быть и простым жили­щем кочевника, и храмом, и дворцом.

крашивали в яркие цвета. Этого требовало слабое освещение в хра­мах. Расцвет монгольской бронзовой скульптуры относится к XVII в. и связывается с именем Дзанабадзара — главы монгольского духовен­ства. Выполненные им статуи буд­дийских божеств, например богини милосердия Зелёной Тары (Спаси­тельницы Душ), отличаются отто­ченностью форм, благородством линий и одухотворённостью. Юная прекрасная богиня, держащая в ру­ках цветы лотоса (знаки познания истины) и сидящая на лотосовом троне (символ чистоты и мудрости), всегда готова прийти на помощь людям.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz