Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака. XIV в. до н. э.

Египетский музей, Каир.

43

 

 

 

Семья Эхнатона. Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э.

Государственные музеи, Берлин.

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. XIV в. до н. э.

Музей Ашмолеан, Оксфорд.

сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приё­ме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выез­дах на колесницах, за трапезой и от­дыхают вместе с ним. Фараон пред­стаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в мо­мент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь каса­ется руки жены — в традиции древ­неегипетского искусства уникален.

Из росписи парадного зала двор­ца в Ахетатоне лучше всего со­хранился фрагмент с двумя обна­жёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золо­тистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогатель­ны в своей наивной беззащитности.

Среди мастерских Ахетатона наи­более известна мастерская началь­ника скульпторов Тутмеса — по-ви­димому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Не­фертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Порази­тельно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают неж­ность юного лица, словно тронуто-

44

 

 

 

Голова царицы Нефертити из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Голова царицы

Нефертити из Амарны.

XIV в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин.

го лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из из­вестняка являет нам постаревшую Нефертити — на её по-прежнему прекрасном благородном лице пе­чать затаённой грусти.

Правление Эхнатона. которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древ­неегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был

восстановлен культ Амона-Ра. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей. Тем не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египет­ской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середи­ны XIV в. до н. э. — сокровищах, ко­торые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz