Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

 

РИСУНКИ НА ОБЛОМКАХ

Малоизвестную область искусства древних египтян составляют дошедшие до нашего времени со второй половины Нового цар­ства многочисленные рисунки на обломках известняка, обнару­женные при раскопках Дейр эль-Медины в Фивах. На месте этой старой арабской деревни когда-то жили и работали над созда­нием царских гробниц фиванские мастера; их жилища образо­вывали целый посёлок. Раскопки, произведённые на этом мес­те, открыли богатый археологический материал: от орудий труда до текстов египетской литературы и росписей. Однако самое ин­тересное — рисунки на обломках известняка: они выходят за пределы каких-либо канонов, это непосредственные беглые за­рисовки увиденного и как бы наброски будущих работ. Рисун­ки настолько смелы, просты и естественны, что подчас трудно представить себе, что их создатели жили несколько тысячеле­тий назад. Это зарисовки голов, рук, профилей; поз и движений животных (например, дрессированных обезьян); музыкантов и акробатов; обнажённой девушки, сидящей на корточках и раз­дувающей огонь в печи или плывущей в зарослях и ловящей руками рыбу. Наброски иногда наивны, даже беспомощны, ве­роятно это учебные работы, но большинство исполнено профес­сионально и уверенно.

Среди рисунков есть группа комических изображений; схожие с ними мотивы встречаются на рельефах и папирусах, в роспи­сях на керамике. Здесь вместо людей действуют звери, причём в композициях, повторяющих в той или иной мере официальные ка­ноны: кот преподносит гуся торжественно восседающей на тро­не крысе; лев и газель играют в шахматы; мышиный царь, подоб­но фараону, стоит на колеснице, запряжённой парой собак, и устремляется на штурм кошачьей крепости; осёл, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах. Возможно, эти рисунки приближались к карикатурам или воспроизводили эпи­зоды ритуальных представлений, которые жрецы разыгрывали в масках священных животных.

Акробатка. Набросок женской фигуры. Рисунки на обломках известняка.

49

 

 

 

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Первая половина XIII в. до н. э.

храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоя­щими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, ко­торой храм посвящался.

Расположенный у воды храмо­вый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами -- торжествен­ный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта — приветствова­ли бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окра­шивались красками утренней зари.

ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ

Египетский музей был основан в 1858 г. Огюстом Фердинаном Мариетом, который и стал его первым ди­ректором. После смерти Мариета на этом посту его сменил известный археолог Гастон Масперо, по инициативе которого началось строительство нового зда­ния музея в центре Каира, завершившееся в 1902 г. Музей, включающий свыше ста залов, располагает бо­лее чем полутора тысячами экспонатов, среди них — крупнейшее в мире собрание египетских древностей. Сюда поступают все археологические находки, сделан­ные в стране, и в этом одна из заслуг Мариета: бла­годаря усилиям учёного прекратилось расхищение па­мятников искусства; до этого их беззастенчиво вывозили за пределы Египта.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz