Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог вре­мени — разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости — создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, по­кровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иеро­глифы (от греч. «хиерос» — «священный» и «глифе» — «вы­резанное») — рисунки-значки, каждый из которых соответст­вовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса — тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выде­ляли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, вы­кладывали их в два слоя — вдоль и поперёк, смачивали ниль­ской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Получен­ный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрну­том виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свит­ки длиной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали но­вый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные ри­сунки, как, например, в «Книге мёртвых». Художник изобра­зил рай загробной жизни Иару — это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высят­ся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают вы­ше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французско­му египтологу Жану Франсуа Шампольо'ну (1790—1832). По­могла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделан­ная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.

Принадлежности для письма.

25

 

 

были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться все­ми благами, окружавшими его при жизни.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестны­ми. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое поло­жение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством зна­ний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz