|
ИСКУССТВО
ШУМЕРА И АККАДА ИСКУССТВО СТАРОВАВИЛОНСКОГО UAPCTBA ИСКУССТВО
ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ ИСКУССТВО
АССИРИИ ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО UAPCTBA ИСКУССТВО
ИМПЕРИИ АХЕМЕНИЛОВ ИСКУССТВО
ПАРФИИ ИСКУССТВО
ИМПЕРИИ САСАНИДОВ Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны:
Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую греки называли Месопотамией,
полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье
Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности
этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства,
изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения
искусства. Искусство
древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты,
приёмы изображения человека или события, представления о пространстве и
времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в
себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем
стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и
зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку
символов; разобраться в нём современному человеку непросто: Символикой
наполнены не только сцепы из жизни богов, но и изображения исторических событий:
их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния. История
искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает
огромный период — несколько тысячелетий. ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА Шумеры и
аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и
культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров
нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не
позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили
бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др.
Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией. Шумеры
создали и уникальную форму письменности — клинопись. Клиновидные
знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем
высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы,
знания, религиозные представления и мифы. Архитектурных
памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было
ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили
из менее долговечного материала — необожжённого кирпича. Самыми значительными
из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый
храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно
строили на утрамбованной 54 глиняной
платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы
или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены
храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными
прямоугольными выступами — лопатками. Приподнятый над жилой частью города,
храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм -низкое
толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором -не имел окоп. На одной
стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприношений.
Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в
виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и
купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. |