|
Вавилон.
Реконструкция. VI в. до н. э. *«Висячие
сады» царицы Семирамиды (IX в. до н. э.)
получили такое название, так как располагались на высоких террасах,
пристроенных к царскому дворцу. 69 Согласно
Библии, жители города Вавилона задумали построить башню до небес, но Бог не
позволил им осуществить этот план, «смешав языки» строителей так, что они
перестали понимать друг друга. Библейская Вавилонская башня имеет реальный
прообраз — зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот
писал, что это «...массивная башня, имеющая по одной стадии (сто восемьдесят
метров. — Прим. ред.) в длину и ширину. Над этой
башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на
них сделан снаружи: он идёт кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины
подъёма, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся
здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм...». Зиккурат Этеменанки
не сохранился до нашего времени; раскопки, проведённые в XX в, установили только место, где он
находился. Зиккурат
Этеменанки. Реконструкция. VI в. до н. э. Мардуку.
Высота зиккурата равнялась девяноста метрам, и именно его принято считать
прототипом библейской Вавилонской башни. Единственное
архитектурное сооружение Вавилона, сохранившееся до наших дней, — ворота
богини Иштар — одни из восьми парадных въездных ворог, носивших имена восьми
главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же
божества. Таким образом, ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория
города воспринималась как священное пространство. Ворота Иштар имели особое
значение — от них мимо храма Мардука была проложена широкая Дорога процессий,
по которой проходили торжественные шествия. Ворота представляли собой
огромную арку, по четырём сторонам которой стояли высокие массивные зубчатые
баш- ни. Всё
сооружение покрывал глазурованный кирпич с рельефными изображениями священных
животных бога Мардука. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (жёлтое
изображение на голубом фоне) этот монумент выглядел лёгким и праздничным.
Чётко выдержанные интервалы между фигурами настраивали каждого подходящего к
воротам на ритм торжественного шествия. В течение
многих столетий новой эры о Вавилоне, как и об Ассирии, люди знали по
библейским повествованиям. На их основе сложился образ агрессивного
государства, попирающего все нормы политики и нравственности. Действительно, в
стремлении к завоеваниям, в беспощадности к побеждённым Вавилония не уступала
Ассирии: на её территории проживало немало народов, насильственно переселённых
из *Глазурь
(от нем. Glas — «стекло») — стекловидное покрытие
поверхности глиняного изделия, закреплённое обжигом. 70 Изразцовая
облицовка ворот богини Иштар из Вавилона. Фрагмент, VI
в. до н. э. Государственные музеи, Берлин. Ворота
богини Иштар из
Вавилона. VI в. до н. э. Государственные
музеи, Берлин. Лев.
Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора |