Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

из Вавилона.

Фрагмент.

VI в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин

7 1

 

 

ИСКУССТВО СКИФОВ

Народы, кочевавшие в VII в. до н. э. — III в. н. э. на необъятных просторах евразийских степей, античные историки и писатели называли скифами. Они не име­ли письменности, а потому их происхождение и исто­рия полны тайн.

Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. «У скифов не в обычае воздвигать алта­ри и храмы богам...», — удивлялся древнегреческий ис­торик Геродот, путешествовавший по стране скифов в V в. до н. э. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, сере­бра и бронзы с изображениями животных. В фигур­ках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира. Напри­мер, бегущий олень — символ солнца, постоянно сме­няющихся времён года; орёл — страж загробного ми­ра, символ бессмертия.

Практически все образцы скифского искусства бы­ли найдены во время раскопок курганов — холмов, на­сыпанных над захоронениями вождей и царей. По опи­саниям Геродота, для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и кол­чанов для лука и стрел.

При раскопках Чиликтинского кургана в Вос­точном Казахстане (VIIIVII вв. до н. э.) археологи об­наружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выра­зительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В об­лике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Ху­дожественную манеру скифских мастеров учёные на­звали скифским звериным стилем.

В курганах долины Пазырык в Горном Алтае бла­годаря вечной мерзлоте хорошо сохранились вещи, из­готовленные из недолговечных материалов. Это выре­занные из кожи выразительные силуэты зверей, части тела которых выделены запятыми, полукружиями и спиралями; сшитые из войлока фигурки лебедей; тка­ни и ковры. До наших дней дошли даже татуировки на коже погребённых мужчин. Сами по себе эти татуи­ровки являются прекрасными образцами скифского искусства — рисунки зверей, украшенные спиралями, сливаются с деталями других изображений, создавая красивый и затейливый узор.

Скифское искусство в своём развитии неоднократ­но испытывало влияние других культур. В VIIVI вв. до н. э., во время походов скифов в Переднюю Азию и после них, в художественных произведениях скиф­ских мастеров появились восточные мотивы — изобра­жения фантастических животных, сцен нападения хищников на оленей. В VIV вв. до н. э. на искусство скифов, обитавших в Северном Причерноморье, ока­зала сильное воздействие культура древних греков.

В начале новой эры скифские племена исчезли, смешавшись с другими народами.

Пантера. Келермесский курган. Ставрополье.

VII в. до н. э.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz