|
*Изразцы —
плитки из обожжённой глины, часто покрытые росписями или глазурью. 76 Рельефы
ападаны в Персеполе. Фрагменты. 520—460 гг. до н. э. процессиями
вавилонян, мидийцев, урартов и других народов, покорённых иранцами. В парадном
зале изображён царь на троне среди приближённых. Создавая рельефы, мастера из
Персеполя использовали опыт ассирийских ваятелей, но в
отличие от них никогда не стремились изображать в своих произведениях сцены, в
которых много движения и эмоционального напряжения. Даже посвящённые битвам
композиции статичны и торжественны. 77 Бехистунский рельеф. Конец VI в. до н. э. Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI
в. до н. э. В ИСКУССТВО ПАРФИИ История
Парфянского царства была короткой, по бурной и яркой. Территория Парфии (часть
современной Туркмении и Северо-Восточный Иран) с VII в. до н. э. входила в состав могущественных
держав (сначала Мидии, затем Ахеменидского Ирана, ещё позже — империи
Александра Македонского и, наконец, Селевкидского царства, названного так по
имени его основателя Селевка, полководца Александра Македонского). В середине III в. до н. э. кочевое племя парфов во главе со
своим вождём Аршаком разгромило наместника Селевкидов и, соединившись с
местным населением, создало независимое государство — Парфию, которое очень
быстро превратилось в мощную военную державу. В период расцвета оно включало
в себя Иран и Месопотамию, юг Средней Азии, значительную часть Сирии и
современного Афганистана. Парфия оказалась единственным государством Передней
Азии, устоявшим перед военным натиском Римской империи. Таким
образом, культура этого региона формировалась под воздействием как
ирано-месопотамских, так и эллинистических традиций, и трудно определить,
какое из двух влияний оказалось более сильным. Судьба художественного наследия
Парфии сложилась драматично. Множество памятников погибло в XIX в., когда проводились археологические
работы на территории Ас- *Эллинизм
(от греч. «эллины» — «греки») — античное
искусство конца IV—I вв. до н. э., распространившееся в результате завоеваний Александра
Македонского. 78 сирии и
Южной Месопотамии: торопясь быстрее добраться до самых глубоких и древних
участков грунта, суливших сенсационные открытия, археологи-любители безжалостно
разрушали находившиеся выше слои парфянской культуры. Уцелевший археологический
материал долгое время не могли оценить по достоинству. Безусловно, на фоне
прославленных памятников из Ассирии, Вавилона или империи Ахеменидов парфянское
наследие выглядит скромно. Справедливо также и то, что парфянские мастера
стремились соединить в своих произведениях черты разных стилей в ущерб поискам
собственного пути в искусстве. |