Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

*Изразцы — плитки из обожжённой глины, часто покрытые росписями или глазурью.

76

 

 

 

Рельефы ападаны в Персеполе. Фрагменты. 520—460 гг. до н. э.

процессиями вавилонян, мидийцев, урартов и других народов, по­корённых иранцами. В парадном зале изображён царь на троне сре­ди приближённых. Создавая релье­фы, мастера из Персеполя исполь­зовали опыт ассирийских ваятелей,

но в отличие от них никогда не стремились изображать в своих произведениях сцены, в которых много движения и эмоционально­го напряжения. Даже посвящённые битвам композиции статичны и торжественны.

77

 

 

Бехистунский рельеф. Конец VI в. до н. э.

Бехистунский рельеф. Фрагмент. Конец VI в. до н. э.

В 522 г. до н. э. Бардия, младший брат персидского царя Камбиса, сына Кира II, поднял мятеж и захватил власть. По версии последующих правителей, под именем Бардии выступал самозванец — индийский маг (жрец) Гаумата, а самого Бардию убили. Правление Бардии-Гаума'ты продлилось всего семь месяцев — в результате заговора он погиб, а захвативший престол молодой аристократ Дарий (будущий царь Дарий 1) жестоко расправился со всеми его сторонниками. По приказу Дария в память об этой победе на высокой Бехистунской скале была высечена огромная композиция. Один из рельефов изображал Дария, попирающего Гаумату и его союзников. Надпись на эламском, аккадском и древнеперсидском языках гласила, что Дарий, исполнитель воли Ахура-Мазды, установил порядок и справедливость.

ИСКУССТВО ПАРФИИ

История Парфянского царства бы­ла короткой, по бурной и яркой. Территория Парфии (часть совре­менной Туркмении и Северо-Вос­точный Иран) с VII в. до н. э. входи­ла в состав могущественных держав (сначала Мидии, затем Ахеменидского Ирана, ещё позже — империи Александра Македонского и, нако­нец, Селевкидского царства, назван­ного так по имени его основателя Селевка, полководца Александра Ма­кедонского). В середине III в. до н. э. кочевое племя парфов во главе со своим вождём Аршаком разгромило наместника Селевкидов и, соеди­нившись с местным населением, со­здало независимое государство — Парфию, которое очень быстро пре­вратилось в мощную военную дер­жаву. В период расцвета оно вклю­чало в себя Иран и Месопотамию, юг Средней Азии, значительную часть Сирии и современного Афга­нистана. Парфия оказалась единст­венным государством Передней Азии, устоявшим перед военным на­тиском Римской империи.

Таким образом, культура этого региона формировалась под воз­действием как ирано-месопотамских, так и эллинистических тради­ций, и трудно определить, какое из двух влияний оказалось более силь­ным. Судьба художественного насле­дия Парфии сложилась драматично. Множество памятников погибло в XIX в., когда проводились археоло­гические работы на территории Ас-

*Эллинизм (от греч. «эллины» — «греки») — античное искусство конца IV—I вв. до н. э., распространившееся в результате завоеваний Александра Македонского.

78

 

 

сирии и Южной Месопотамии: то­ропясь быстрее добраться до са­мых глубоких и древних участков грунта, суливших сенсационные от­крытия, археологи-любители без­жалостно разрушали находившиеся выше слои парфянской культуры. Уцелевший археологический мате­риал долгое время не могли оценить по достоинству. Безусловно, на фо­не прославленных памятников из Ассирии, Вавилона или империи Ахеменидов парфянское наследие выглядит скромно. Справедливо так­же и то, что парфянские мастера стремились соединить в своих про­изведениях черты разных стилей в ущерб поискам собственного пути в искусстве.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz