|
При
раскопках города Старая Ниса были обнаружены интересные постройки, но
большинство из них довольно плохо сохранилось. Так называемый Квадратный дом (II в. до н. э.) — здание с двенадцатью
комнатами, расположенными вокруг внутреннего двора. Любопытно, что комнаты
оказались замурованными вместе с находившимися в них произведениями искусства.
Не исключено, что Квадратный дом представлял собой комплекс сокровищниц,
созданных в память об умерших царях. О подобном обычае упоминал древнегреческий
историк Страбон. Другой
памятник в Старой Нисе — Круглый храм (II в. до н. э.). Учёные до сих пор не пришли к единому
мнению относительно его назначения. Одни предполагают, что это святилище,
возведённое в честь царя Митридата (около 170—138 или 137 гг. до н. э.), тем
более что древнее название города — Митридатокерт. Другие специалисты считают
Круглый храм погребальным сооружением — мавзолеем, так как использованные в нём
архитектурные формы (круг и квадрат) имели символическое значение. Круг был
связан с представлениями о небе, а квадрат означал четыре стороны света и
символизировал землю. Самая
интересная часть парфянского наследия — произведения декоративно-прикладного
искусства. Это и металлические статуэтки, и детали мебели, но прежде всего —
ритоны из слоновой кости. Горловина ритона украшалась рельефом, как правило,
на античный сюжет: например, изображением ритуального шествия в честь греческого
бога виноградарства и виноделия Диониса. Парфянские мастера старались не
выходить за рамки Голова
бронзовой статуи
из Шами. I в. до н. э. — I в. н. э. Парфянская
царица. I в. н. э. Археологический
музей, Тегеран. Ритон
из Старой Нисы. II—I
вв. до н. э. Туркмения. *Ритоны —
декоративные кубки для вина в виде рога, завершающиеся обычно фигуркой
животного. Однако встречались ритоны и в виде головы человека или животного. 79 греческой
традиции, и тем не менее в их произведениях нашли отражение местные
представления о красоте лиц и пропорций. Парфянское
царство постигла участь многих государств, созданных военной силой, — оно
погибло в ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ Искусство
этой империи, поглотившей Парфию, формировалось в период, когда в культуре
Передней Азии совершался переход от античности к Средневековью. Сасаниды,
будучи иранской династией, строили своё государство по образцу державы
Ахеменидов, тем самым устанавливая наследственную связь с великими государями
Древнего Ирана. Подобно Ахеменидам, Сасаниды насаждали в обществе
представления о божественном происхождении власти правителя-шахиншаха — «царя
царей». Государственной религией они избрали зороастризм. Сасанидское искусство
возродило традицию монументального зодчества и скальной скульптуры эпохи
Ахеменидов. Возведённые на высоких каменных террасах величественные храмовые
комплексы и высеченные на скалах гигантские рельефы прославляли могущество и
утверждали божественную сущность царской власти. В эпоху
Сасанидов в ансамбле иранского зороастрийского храма огня появился чартак (от перс. «чахартак»
— «четыре арки»). В плане это квадратное четырёхарочное здание с куполом в
центре. Обычно его строили из тёсаного камня и покрывали штукатуркой. Чартаки
возводили на склоне или вершине горы, недалеко от ручья, реки или пруда; в
них совершали религиозные церемонии перед огнём. В
архитектуре сасанидских дворцов важное место занимал айва'н —
высокий сводчатый парадный зал без передней стены. Установленный перед
квадратным купольным залом, айван придавал зданию особую торжественность.
Дворец Сасанидов в Ктесифоне, в пятидесяти километрах от Багдада (Ирак), построенный
в V—VI вв. и разрушенный землетрясениями и временем, благодаря своему всё ещё
существующему айвану, даже в руинах сохранил образ небывалой мощи и царственного
величия. Резчики по
камню времён Сасанидов продолжали художественную традицию, сложившуюся в официальном
искусстве империи Ахеменидов. Гигантские изображения на рельефах представляли
военные триумфы, охоты царя, сцены вручения ему богом венца власти. В
сасанидских рельефах сформировался канон официального портрета. Лицо
шахиншаха, наследника престола или знатного вельможи изображали на рельефах в
профиль, С особой тщательностью мастера изображали причёску и головной убор со
знаками отличия портретируемого и сложной символикой, связанной с его
божественным покровителем. Изображения царей сопровождались надписью, в
которой указывался стандартный титул шахиншаха: «Поклоняющийся Ахура-Мазде,
владыке, царь царей Ирана, происходящий от богов». Сложились и правила
изображений зороастрийских божеств в облике человека. Ахура-Мазда на рельефах
выглядел так же, как и шахиншах, но бога венчала зубчатая корона. Сол- Царская
охота на львов. Рельеф на чаше. 80 нечное
божество Митру представляли в виде вооружённого мечом и облачённого в царские
одежды мужчины с лучистым диском за головой. Божество стояло на стилизованном
цветке лотоса. Богиню воды и плодородия Анахи'ту изображали в одеянии царицы
и в зубчатом венце Ахура-Мазды. Декоративное
искусство Сасанидской империи ярче всего представлено сохранившимися серебряными
сосудами с рельефными, чеканными и накладными золочёными изображениями царской
охоты, зороастрийских благопожелательных символов в виде растений и животных,
мифологических персонажей. В VII в. империя Сасанидов была завоёвана арабами.
Её искусство, завершив историю древнеиранской художественной культуры,
стало чем
фундаментом, на котором позднее возникло и пышно расцвело искусство
средневекового Ирана. Царь Шапур I, получающий венец власти от бога Ахура-Мазды.
243—273 гг. Накш-и-Раджаб близ Персеполя. |