Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

При раскопках города Старая Ниса были обнаружены интересные постройки, но большинство из них довольно плохо сохранилось. Так называемый Квадратный дом (II в. до н. э.) — здание с двенадцатью комнатами, расположенными вок­руг внутреннего двора. Любопытно, что комнаты оказались замурован­ными вместе с находившимися в них произведениями искусства. Не исключено, что Квадратный дом представлял собой комплекс сокро­вищниц, созданных в память об умерших царях. О подобном обычае упоминал древнегреческий исто­рик Страбон.

Другой памятник в Старой Нисе — Круглый храм (II в. до н. э.). Учёные до сих пор не пришли к еди­ному мнению относительно его на­значения. Одни предполагают, что это святилище, возведённое в честь царя Митридата (около 170—138 или 137 гг. до н. э.), тем более что древнее название города — Митридатокерт. Другие специалисты счи­тают Круглый храм погребальным сооружением — мавзолеем, так как использованные в нём архитектур­ные формы (круг и квадрат) имели символическое значение. Круг был связан с представлениями о небе, а квадрат означал четыре стороны света и символизировал землю.

Самая интересная часть парфян­ского наследия — произведения декоративно-прикладного искусства. Это и металлические статуэтки, и детали мебели, но прежде всего — ритоны из слоновой кости. Гор­ловина ритона украшалась релье­фом, как правило, на античный сюжет: например, изображением ритуального шествия в честь грече­ского бога виноградарства и вино­делия Диониса. Парфянские масте­ра старались не выходить за рамки

Голова бронзовой

статуи из Шами.

I в. до н. э. — I в. н. э.

Парфянская царица. I в. н. э.

Археологический музей, Тегеран.

Ритон из Старой Нисы. III вв. до н. э.

Туркмения.

*Ритоны — декоративные кубки для вина в виде рога, завершающиеся обычно фигуркой животного. Однако встречались ритоны и в виде головы человека или животного.

79

 

греческой традиции, и тем не менее в их произведениях нашли отраже­ние местные представления о кра­соте лиц и пропорций.

Парфянское царство постигла участь многих государств, создан­ных военной силой, — оно погибло в 224 г. н. з. в результате восстания персидских племён. Царская власть перешла к наместнику Персии Ардаширу I (227—241 гг.), происходив­шему из рода Сасанидов.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ

Искусство этой империи, поглотив­шей Парфию, формировалось в пе­риод, когда в культуре Передней Азии совершался переход от антич­ности к Средневековью. Сасаниды, будучи иранской династией, строи­ли своё государство по образцу дер­жавы Ахеменидов, тем самым устана­вливая наследственную связь с великими государями Древнего Ира­на. Подобно Ахеменидам, Сасаниды насаждали в обществе представления о божественном происхождении власти правителя-шахиншаха — «ца­ря царей». Государственной религи­ей они избрали зороастризм. Сасанидское искусст­во возродило тради­цию монументаль­ного зодчества и скальной скульптуры эпохи Ахеменидов. Возведённые на высоких каменных террасах величест­венные хра­мовые ком­плексы и высеченные на скалах гигант­ские рельефы прославляли могу­щество и утвержда­ли божественную сущ­ность царской власти.

В эпоху Сасанидов в ансамбле иранского зороастрийского храма огня появился чартак (от перс. «чахартак» — «четыре арки»). В плане это квадратное четырёхарочное зда­ние с куполом в центре. Обычно его строили из тёсаного камня и покры­вали штукатуркой. Чартаки возводи­ли на склоне или вершине горы, не­далеко от ручья, реки или пруда; в них совершали религиозные цере­монии перед огнём.

В архитектуре сасанидских двор­цов важное место занимал айва'н — высокий сводчатый парадный зал без передней стены. Установлен­ный перед квадратным купольным залом, айван придавал зданию осо­бую торжественность. Дворец Сасанидов в Ктесифоне, в пятидесяти километрах от Багдада (Ирак), по­строенный в V—VI вв. и разрушен­ный землетрясениями и временем, благодаря своему всё ещё существу­ющему айвану, даже в руинах сохра­нил образ небывалой мощи и цар­ственного величия.

Резчики по камню времён Сасанидов продолжали художественную традицию, сложившуюся в офици­альном искусстве империи Ахеменидов. Гигантские изображения на рельефах представляли военные триумфы, охоты царя, сцены вруче­ния ему богом венца власти.

В сасанидских рельефах сформи­ровался канон официального порт­рета. Лицо шахиншаха, наследника престола или знатного вельможи изображали на рельефах в профиль, С особой тщательностью мастера изображали причёску и головной убор со знаками отличия портрети­руемого и сложной символикой, связанной с его божественным по­кровителем. Изображения царей со­провождались надписью, в которой указывался стандартный титул ша­хиншаха: «Поклоняющийся Ахура-Мазде, владыке, царь царей Ирана, происходящий от богов». Сложи­лись и правила изображений зороастрийских божеств в облике чело­века. Ахура-Мазда на рельефах выглядел так же, как и шахиншах, но бога венчала зубчатая корона. Сол-

Царская охота на львов. Рельеф на чаше.

80

 

 

нечное божество Митру представля­ли в виде вооружённого мечом и об­лачённого в царские одежды мужчи­ны с лучистым диском за головой. Божество стояло на стилизованном цветке лотоса. Богиню воды и пло­дородия Анахи'ту изображали в оде­янии царицы и в зубчатом венце Ахура-Мазды.

Декоративное искусство Сасанидской империи ярче всего пред­ставлено сохранившимися серебря­ными сосудами с рельефными, чеканными и накладными золочё­ными изображениями царской охо­ты, зороастрийских благопожелательных символов в виде растений и животных, мифологических пер­сонажей.

В VII в. империя Сасанидов была завоёвана арабами. Её искусство, завершив историю древнеиранской художественной  культуры,  стало

чем фундаментом, на котором позд­нее возникло и пышно расцвело ис­кусство средневекового Ирана.

Царь Шапур I, получающий венец власти от бога Ахура-Мазды. 243—273 гг. Накш-и-Раджаб близ Персеполя.

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz