|
До нашего
времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале
III тысячелетия до н.
э. Наиболее распространённым типом скульптуры был адора'нт (от
лат. «adore» — «поклоняться»), который представлял собой
статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди
руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные
глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре в отличие,
например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства;
главная её особенность — это условность изображения. Стены
шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических
событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных
делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из
нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от
яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя всегда
изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела
(вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около Особое
место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике — резьбе
по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось
множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по
глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом
персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Большинство изображённых
на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или
фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком
собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как
талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. В конце XXIV в. до н э. территорию Южной Месопотамии
завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся Статуя
сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж. *Арка, свод
и купол — выпуклые архитектурные конструкции, используемые для перекрытия
проёма в стене или пространства между колоннами (арка), зданий и сооружений разнообразной
конструкции (свод, купол). **Инкрустация
— украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т. д.,
которые отличаются от неё цветом или материалом. 56 Во время
раскопок, проводившихся в Уре в 20-х гг. XX в. под руководством английского археолога
Леонарда Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось
несметное количество ценностей. Поражали гробницы и обилием человеческих
останков — по-видимому, жертвоприношений. Поэтому захоронения назвали
«царскими», хотя так и не установили, кто же был погребён в них в
действительности. Здесь были найдены две доски, образующие как бы двускатную
крышу, с изображениями военного похода и ритуального пира, выполненными в
технике мозаики, — так называемый «штандарт из Ура». Точное его назначение
неизвестно. |