|
«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около Оттиски
резных печатей из Ура. III тысячелетие до н. э. Стела
царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 57 в
Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон
Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные
междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое
государство — царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники
бережно отнеслись к шумерской культуре.
Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили
древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята
аккадцами, только боги получили новые имена. В аккадский
период появилась новая форма храма — зиккурат. Это
ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние
ярусы зиккура- Получение оттиска с резной печати. Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н. э. Рельеф
стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против
горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение,
объём фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе
представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств — покровителей
царской власти. 58 Зиккурат
в Уре. Реконструкция. XXI в. до н. э. та, как
правило, окрашивали в чёрный цвет, средние — в красный, верхние — в белый.
Символика формы зиккурата — «лестницы в небо» — проста и понятна во все времена.
В XXI в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высота которого
составляла двадцать один метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов
до семи. Памятников
изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из
меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя
исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер
стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт
скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно — всё свидетельствует о прекрасном
владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала. В шумерский
и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились
основные направления искусства (архитектуры и скульптуры), которые получили
дальнейшее развитие. «Голова
Саргона Великого» из Ниневии. XXIII в. до н. э. Иракский музей,
Багдад. Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI
в. до н. э. Лувр, Париж. После смерти царя
Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена
гутиев. По некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность,
в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша (около 2080—2060 гг. до н. э.), прославился строительством и
восстановлением храмов. Его статуя — выдающееся произведение шумеро-аккадской
скульптуры. |